Только вот, похоже, вывезти его будет не на чем, поскольку специальных вагонов катастрофически не хватает уже сейчас даже для внутренних перевозок.
Чтобы обсудить возможные пути выхода из этой ситуации, вчера специалисты минсельхоза, зернового бизнеса и железнодорожники собрались в Москве за "круглым столом".
Совместными усилиями была выяснена печальная картина: из 33 тысяч вагонов-зерновозов перевозят хлеб только 13 тысяч. Остальные либо вышли из строя, либо простаивают, либо во время перерыва между вывозами урожаев использовались для транспортировки других грузов, и теперь их не могут отмыть. В принципе двойное использование спецвагонов - для зерна и цемента - дело обычное. В этом же году, сетуют зерновики, инспекция завернула массу вагонов из-за плохой промывки.
У мукомолов своя версия причины нехватки вагонов. Они говорят, что в отдельных регионах этой осенью им трудно работать не только потому, что пшеница подорожала вдвое, что ее и по высокой цене не так легко купить, но и потому, что за вагоны-хопперы им приходится биться и с экспортерами зерна. Для отечественных потребителей они выделяются по остаточному принципу. Ведь высокий спрос на зерно на мировых рынках делает экспорт очень выгодным. Это подтверждает и тот факт, что железнодорожники перевыполнили октябрьский план по погрузке зерна практически на 10 процентов. При этом внутренние перевозки оказались на четверть ниже, чем в октябре прошлого года, а экспортные - в два раза выше.
В ходе дискуссии участники "круглого стола" пришли было к выводу, что необходимо закупить новый подвижной состав. Но вопрос не уперся в реплику: "А кто заплатит?" Тут каждый потянул одеяло на себя. Представитель перевозчиков предположил: "РЖД купит их столько, сколько надо, если бизнес возьмет вагоны в аренду не меньше чем на пять лет". Такое радикальное предложение было встречено без энтузиазма. Однако один зерновоз стоит около двух миллионов рублей. А при нынешних темпах их оборота, когда между нормативными 14 днями между двумя погрузками проходит 18 дней, вагон окупится только через 18 лет. А срок его работы рассчитан на 22 года.
Так что пока к общему знаменателю зерновики и железнодорожники не пришли.