Сразу девять судов потерпели вчера бедствие в акватории Черного и Азовского морей между портами Новороссийск и Кавказ. Три судна затонули, одно развалилось пополам, пять сели на мель.
На морском дне в Керченском проливе сейчас находятся контейнеры с несколькими тысячами тонн серы, свыше тысячи тонн мазута вылилось в Азовское море из двух разрушенных нефтеналивных резервуаров танкера "Волгонефть-139". Вблизи Таманских берегов сохраняется угроза экологической катастрофы.
Керченский пролив разделяет два государства - Россию и Украину. Всем хорошо, известно, что в ноябре этот пролив крайне опасен для судоходства. Но никогда еще бушующие здесь шторма не приносили столько беды. По крайней мере, местные жители говорят, что такого шторма они не помнят. В Темрюке и окрестных станицах скорость ветра достигала 35 метров в секунду. На улицах лежат поваленные деревья, в станице Голубицкой прорвало водопровод. Люди прячутся от непогоды под крыши домов, а вот корабли, находящиеся в море, не спасают даже якорные цепи.
Вчерашние события разворачивались так. Около пяти часов утра поступила информация о первом ЧП: на 450-й якорной стоянке порта "Кавказ" четырехметровая штормовая волна разломила нефтеналивной танкер "Волгонефть-139" с 4777 тоннами мазута на борту. Носовая часть судна, которую держит якорь, осталась на месте, а кормовую часть с 13 членами экипажа во главе с капитаном Сергеем Ефременко понесло течением в сторону косы Тузла. В пять вечера людей удалось пересадить на российский буксир, доставивший их в порт "Кавказ".
В 10 часов 37 минут в районе все той же 450-й якорной стоянки затонул сухогруз "Вольногорск" с двумя тоннами серы на борту. Восемь членов экипажа успели пересесть на плот. Через три часа плот прибило к берегу в районе косы Тузла.
- Все произошло за считанные минуты, - рассказал корреспондентам "РГ" электрик сухогруза "Вольногорск" Вадим Маслюков. - Неожиданно налетел ураганный ветер, море вокруг буквально закипело: нас атаковали волны высотой более четырех метров. Вывести судно в более безопасное место оказалось невозможно. И когда стало ясно, что вскоре сухогруз пойдет на дно, весь экипаж перешел в надувной флот. Паники в эти минуты не было - все действовали четко и слаженно. А самыми страшными оказались те два часа, когда наш плот бросало по волнам.
Но и здесь все старались поддерживать друг друга и особенно единственную среди нас женщину - повара Наташу Бабахину. Только в тот момент, когда плот выбросило на берег, поняли, что будем жить. Большое спасибо жителям поселка Тамань, которые сразу доставили нас в местную больницу.
- Как только узнали, что спасенных моряков везут к нам, - говорит главный врач участковой больницы поселка Тамань Ирина Томина, - то сразу приготовили отдельную палату и вызвали всех врачей и медсестер. У всех восьмерых - небольшое переохлаждение организма. Их растерли спиртом, выдали необходимые лекарства. У двоих держится небольшая температура - 37,2 градуса, за ними внимательно присматривают доктора. Остальные чувствуют себя уже неплохо.
В 11.25 там же ушло на дно судно "Нахичевань", груженное серой, с 11 членами экипажа. На поверхности воды остались палубные настройки, держась за которые пытались спастись люди. Сохранившиеся останки корабля течение понесло в сторону самой узкой части пролива к косе Тузла. По последней информации, спасти пока удалось троих. Это матросы Александр Горшков и Александр Родомский и повар Анна Рей. С поверхности воды их поднял украинский буксир "Нептуния". Поиски остальных продолжаются.
В 12.10 запросил помощи сухогруз "Ковель", перевозивший серу. Капитан сообщил, что водой залито два корабельных трюма. Экипаж попытался самостоятельно справиться с критической ситуацией и вывести судно в открытое море, но в 16.45 корабль затонул. 11 членов экипажа пересели на подоспевший российский буксир и спаслись.
В 13 часов дня в воскресенье сорвало с якоря баржу "Дика", перевозившую мазут. Но тут обошлось без серьезных последствий: сели на мель в районе южной оконечности косы Тузла.
В 13.20 сорвало с якоря баржу "Диметра" с почти четырьмя тысячами тонн мазута и двумя членами экипажа. До вчерашнего вечера баржа дрейфовала в Керченском проливе.
В это же время под Новороссийском - в районе мыса Дооб и поселка Кабардинка сорвало с якоря два турецких судна. Оба вскоре сели на мель, экипажи находятся на борту, жертв и разрушений нет. Как стало известно, потерпели крушения и несколько украинских судов. По предварительной информации, на Украине без жертв не обошлось.
Специалисты считают, что экологической угрозы от герметически запакованных контейнеров с серой нет.
А вот нефтепродукты потерпевших катастрофу танкеров и сухогрузов могут обернуться большой бедой. По факту разлива нефтепродуктов из танкера "Волгонефть-139" возбуждено уголовное дело по статье 250 УК РФ (загрязнение вод) и 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта). Как сообщил корреспонденту "РГ" Новороссийский транспортный прокурор Максим Степаненко, информация о шторме была передана на суда в субботу, 10 ноября, в 17 часов 15 минут. В зоне риска в это время находилось свыше 50 судов. У капитанов, по мнению прокуратуры, было время, чтобы отвести суда в более безопасное место, однако они решили переждать непогоду на якорных стоянках. Для некоторых это в результате обернулось трагедией.
- Говорить о чьей-то вине пока рано, - считает Максим Степаненко. - Но есть подозрение, что в случившемся виновата не только непогода. Однозначно можно сказать, что суда класса "Река-море" не способны выдержать подобные шторма.
Вчера в семь утра в порту "Кавказ" был развернут оперативный штаб по ликвидации чрезвычайной ситуации, им руководит начальник порта. Из Новороссийска сюда вскоре прибыли несколько специализированных автомобилей с береговыми боновыми заграждениями. 400 метров боновых заграждений океанского тира находятся на борту буксира "Светломор-3". Пять спасательных вертолетов готовы к вылету из Краснодара и Сочи - они поднимутся в воздух, как только скорость ветра снизится до 15 метров в секунду.
На момент подписания номера в пресс-службе Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю сообщили, что поиски членов экипажа сухогруза "Нахичевань" продолжатся и ночью. Представитель порта "Кавказ" уточнил, что экипаж "Нахичевани" ищут четыре российских судна - "Протей", "Посейдон", Меркурий" и "Капитан Задорожный". По последним данным, спасены трое из 11 членов экипажа сухогруза, который затонул возле порта "Кавказ". Поиском моряков с российского судна в акватории Керченского пролива занимаются и сотрудники крымского управления МЧС Украины. "Пока не нашли никого", - сообщила представитель пресс-службы керченского городского управления МЧС Украины.
Всего в течение дня из-за штормового ветра в Азовском море в районе Керченского пролива пострадали шесть российских судов. Еще два судна выбросило на мель вблизи Новороссийска.