Как и предупреждали оппозиционеры, их выбор оказался весьма неожиданным - до последнего момента Гачечиладзе не часто фигурировал в аналитических статьях и событийных репортажах. Вероятно, именно с этим фактом связано решение "дополнить" его кандидатуру другой, более публичной персоной. Представители объединенной оппозиции поспешили заявить, что в случае победы Гачечиладзе на выборах пост премьера Грузии займет экс-глава внешнеполитического ведомства Саломе Зурабишвили. "Я и Гачечиладзе в ходе подготовки к выборам будем действовать в тандеме", - пояснила Зурабишвили.
Для того чтобы определить имя единого кандидата, который примет участие в намеченных на январь досрочных президентских выборах, грузинским оппозиционерам понадобилось несколько дней. И дело здесь не в нехватке кадров, а как раз напротив, в их избытке. Ведь о намерении баллотироваться на пост президента за это время успел объявить целый ряд заметных политических деятелей. Но ни один из них, за исключением Гачечиладзе, не заручился поддержкой абсолютно всех или хотя бы большинства партий, представляющих объединенную оппозицию Грузии.
Первым о своих притязаниях на высший государственный пост заявил известный бизнесмен Бадри Патаркацишвили. "В случае моего избрания президентом я проведу референдум относительно замены президентской формы правления на парламентскую", - говорилось в заявлении предпринимателя, который, по неофициальной информации, в данный момент находится за границей. Дело в том, что на родине против Патаркацишвили недавно завели уголовное дело по статье "участие в заговоре с целью свержения действующей власти".
Аналогичное обвинение было выдвинуто и против другого оппозиционера, также объявившего о своем намерении баллотироваться в президенты. Речь идет о лидере Лейбористской партии Грузии Шалве Нателашвили.
Кстати
В понедельник грузинские власти под нажимом общественности и Госдепартамента США все же решили дело против Нателашвили закрыть. Президент Грузии публично обещал этому политику, что его не подвергнут гонениям, а лишь вызовут в прокуратору как свидетеля.
Малхаз Гулашвили,
владелец медиахолдинга The Georgian Times:
- Я бы не сказал, что в результате переговоров грузинская оппозиция выбрала самого сильного кандидата из своих рядов. С одной стороны, Леван Гачечиладзе обладает определенными ресурсами для того, чтобы баллотироваться в президенты. Он бывший бизнесмен и действующий депутат парламента. С другой стороны, он принимал непосредственное участие в "революции роз" и в то время поддерживал нынешнего президента.
Гачечиладзе работал начальником предвыборного штаба Саакашвили, когда тот баллотировался в депутаты по одномандатному округу. Такое прошлое помешает кандидату в предвыборной борьбе, сделает оппозицию более разобщенной, что сыграет на руку президенту Михаилу Саакашвили. Все идет к тому, что оппозиция вместе наберет большее количество голосов, но выиграет выборы действующий президент.
Дело в том, что Бадри Патаркацишвили и Шалва Нателашвили, ранее объявившие о своих намерениях баллотироваться в президенты, вряд ли откажутся от этой идеи в пользу Гачечиладзе. У Патаркацишвили есть неплохие шансы победить, Нателашвили также пользуется популярностью среди населения. Не нужно сбрасывать со счетов и Давида Гамкрелидзе, лидера партии "Новые правые".
На фоне разобщенной оппозиции, шансы действующего главы государства сохранить свой пост выглядят неплохими. Расклад сил для Саакашвили хороший. Голоса сторонников оппозиции будут разделены на трех-четырех человек и в итоге потеряются. Саакашвили проиграет только в том случае, если будет назначен второй тур президентских выборов, в ходе которого оппозиция все же объединится и поддержит единого кандидата.