Как уже сообщала "Российская газета", с 1 сентября, согласно правительственному постановлению N605, начинают вводиться новые системы оплаты труда в бюджетной сфере. Предусматривается уход от Единой тарифной сетки и переход на новую отраслевую систему оплаты. Минздравсоцразвития предстоит разработать положение о базовых окладах и ряд других нормативных документов, которые дадут руководителям учреждений критерии для определения размеров должностных окладов. С какого времени вступает в действие постановление? Должны ли быть разработаны дополнительные инструкции? Сколько это стоит бюджету? Как это будет реализовываться на практике? К чему это приведет по отраслям, по организациям? На вопросы "Российской бизнес-газеты" ответила Елизавета Пинскер, экономист "BKR-Интерком-Аудит".
- Принятое 22 сентября 2007 г. постановление правительства Российской Федерации N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" формально вступило в действие задним числом.
Согласно 2 пункту этого постановления, новые системы оплаты труда для работников и персонала, на которых распространяется действие документа (далее по тексту - работники и персонал), должны быть введены с 1 сентября 2007 г. до 31 декабря 2008 г. Там же указано, что конкретные сроки и порядок введения новых систем оплаты труда устанавливаются федеральными министерствами, службами и агентствами, а также иными государственными органами и организациями в отношении подведомственных им учреждений, а федеральные бюджетные учреждения, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета, сроки и порядок введения новых систем оплаты труда устанавливают самостоятельно.
Пунктом 6 постановления Минздравсоцразвития России поручено в трехмесячный срок (то есть до конца декабря текущего года) утвердить перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера, до 31 марта 2008 г. утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения к ним профессий рабочих и должностей служащих, до 1 июля 2008 г. внести предложения по установлению базовых окладов и базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, а также разработать и утвердить методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда. Можно с большой долей вероятности предположить, что работа по введению новой системы оплаты труда в перечисленных в пункте 2 Постановления министерствах и ведомствах, начнется не раньше, чем Минздравсоцразвития России закончит свою часть работы, то есть после 1 июля 2008 г. (а с учетом того, что 1 июля предложения будут только внесены на рассмотрение, то, вероятно, и после 1 августа). Хотя, безусловно, всегда есть вариант ускоренной подготовки документов и их ускоренного рассмотрения и принятия.
Таким образом, ответить на вопрос, когда именно лица, на которых распространяется действие Постановления, начнут получать заработную плату по новой системе оплаты труда, на данный момент затруднительно - не позднее 1 января 2009 г. (в случае, если не будет внесено никаких изменений, дополнений, поправок и уточнений, которые могут затруднить процесс введения, изменить сроки и т.д.).
Безусловно, введение в действие новой системы оплаты труда потребует разработки значительного количества нормативных документов, включая вышеперечисленные, которые должно разработать Минздравсоцразвития России, а также те, которые будут разрабатываться остальными министерствами, службами, агентствами, организациями и бюджетными учреждениями. Например, после того, как будут подготовлены, согласованы и приняты перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера, каждое министерство и ведомство должно будет подготовить и принять документ, регулирующий виды, порядок и условия применения стимулирующих выплат, обеспечивающих повышение результативности деятельности в конкретной отрасли.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, утвержденного Постановлением, системы оплаты труда работников устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. То есть после принятия всех федеральных и ведомственных нормативных документов будут подписываться договоры, заключаться соглашения и т.д.
К сожалению, ответить на вопрос, во что реализация Постановления обойдется бюджету, на данный момент также затруднительно. Также пока неясно - повлечет ли изменение в системе оплаты труда повышение доходов. Из текста постановления известно, что объем средств на оплату труда, предусмотренных в федеральном бюджете и государственных внебюджетных фондах, может быть уменьшен только при условии уменьшения объема предоставляемых услуг, а новая заработная плата (без учета премий и иных стимулирующих выплат) не может быть меньше старой при условии сохранения объема должностных обязанностей и выполнения работ той же квалификации. При этом гарантий существенного повышения уровня оплаты труда нет. Для начала в качестве ориентира для уровня будущих зарплат будут использованы нынешние бюджетные ассигнования. Суммы эти примерно одинаковы для всех федеральных бюджетных учреждений в расчете на одного занятого.
На данный момент, судя по всему, дополнительных ассигнований из федерального бюджета не предусмотрено. По словам министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, вопросы о дополнительном увеличении бюджетных ассигнований на введение новых систем оплаты труда будут решаться по мере подготовки необходимой нормативной правовой базы и представления расчетов федеральными органами исполнительной власти по соответствующим видам экономической деятельности.
Четко понять, как будет реализовываться рассматриваемое постановление на практике, скорей всего можно будет после того, как Минздравсоцразвития России разработает и утвердит методические рекомендации по введению новой системы оплаты труда.
Получить какое-то представление о процессе введения новой системы оплаты труда и о ее влиянии на отдельные отрасли можно на примере реализации постановления правительства РФ от 22 апреля 2006 г. N 236 "О реализации в 2006-2008 годах пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук". Отличие этого постановления от рассматриваемого сейчас заключается в том, что им предусмотрен трехэтапный переход на новые оклады (первый этап - 1 мая 2006 г., второй по факту начался 1 июля 2007 г., третий - не ранее 1 января 2008 г.). В приложении к постановлению указаны размеры должностных окладов для научных сотрудников и руководителей, например, для МНС оклад на первом этапе составляет 4100 рублей, на втором - 7100 рублей, на третьем - 11 500 рублей. Научным учреждениям и центрам РАН даны полномочия самостоятельно определять размеры надбавок, доплат и других стимулирующих выплат в пределах средств, выделяемых им из федерального бюджета, которые могут составлять до 60 процентов размера должностных окладов. Таким образом, выходит, что доходы научных сотрудников более или менее предопределены и не очень высоки. Еще одним принципиальным моментом постановления, касающегося оплаты труда в системе РАН, является предусмотренное им резкое сокращение численности работников научных учреждений и научных центров (на 22 474 человека, или 20%, за период с 1 мая 2006 г. по 1 января 2009 г.).