13.11.2007 06:00
Происшествия

В Керченском проливе нефтепродуктами загрязнено более 30 тысяч квадратных метров

Череда кораблекрушений поставила Таманский полуостров на грань экологической катастрофы
Текст:  Олег Галицких Валерий Догадаев Иван Карасев Ирина Кобылкина Татьяна Павловская (Краснодарский край)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4516)
Читать на сайте RG.RU

Президент Владимир Путин поручил премьер-министру Виктору Зубкову в связи с тяжелыми последствиями непогоды в Керченском проливе срочно вылететь на место событий и разобраться в ситуации.

К вчерашнему утру стих невиданный шторм, почти сутки бушевавший на Азово-Черноморском побережье Кубани. Скорость ветра, доходившая до 32 метров в секунду, снизилась в десять раз.

На море установился почти штиль. Только встревоженные чайки продолжают летать низко-низко. А высоко в небе над Керченским проливом кружат вертолеты.

О том, что произошло здесь, мы написали в прошлом номере ("На дне", "РГ" от 12.11.2007 года). По уточненным данным, в результате воскресного семибалльного шторма у берегов Тамани затонуло четыре судна - российские сухогрузы "Вольногорск", "Нахичевань", "Ковель" (Украина) и грузинское судно "Хаджи Измаил".

В Керченском проливе и под Новороссийском сели на мель шесть судов - сухогрузы "Вера Волошина" (Украина), "Зияя Кос" (Турция), "Капитан Измаил" (Турция), баржи "Дика", "Диметра", плавкран "Севастополец", баржа "БТ-3754" находится в дрейфе. Получили повреждения два наших танкера - "Волгонефть-123" и "Волгонефть-139" - последняя переломилась пополам, оставив за бортом около 1300 тонн мазута. В воду также попало около 6800 тонн технической серы.

Для оценки последствий аварии в Керченском проливе вчера в Краснодарский край прибыла комиссия Росприроднадзора во главе с заместителем руководителя этого ведомства Олегом Митволем, который заявил, что для восстановления экологического состояния пролива потребуется не один месяц.

У главы администрации Таманского сельского поселения Геннадия Майкова прогнозы еще менее утешительны.

- Природе нанесен колоссальный ущерб, - считает Майков. - Берег весь в мазуте, море выбрасывает измазанных нефтепродуктами уток, бакланов, уже начинает гибнуть рыба. Если бы не защитная дамба, насыпанная четыре года назад, весь Таманский залив наверняка был бы уничтожен. А так есть надежда, что эта насыпь приняла на себя основной удар.

В свое время восстановление размытой морем косы Тузла наделало много шума. Дамбу отсыпали по историческому руслу косы, идущей от Таманского полуострова в сторону Украины. Длина ее сейчас составляет примерно четыре километра, а высота от уровня моря - 180 сантиметров. Свыше 70 тысяч кубометров камней и щебенки привезли сюда, чтобы воссоздать эту необычную дорогу. Извиваясь, будто живая, она устремляется в море, навстречу виднеющемуся вдалеке берегу. На нем стоит древний город Керчь - такой же древний, как и сама Тамань.

Трагедия в Керченском проливе показала, что дамбу строили не напрасно. Она действительно приняла на себя основной удар, став своеобразным "боновым" заграждением. К этой полоске суши прибивались плоты со спасенными моряками. А вчера море выбросило сюда тела погибших.

До вчерашнего утра пропавшими без вести считались восемь членов экипажа затонувшего сухогруза "Нахичевань". По словам Геннадия Майкова, судно ушло под воду прямо у него на глазах.

- Это была страшная картина, - говорит таманский глава. - В считаные минуты большое судно скрылось в волнах Керченского пролива. В бинокль было видно, как моряки выбрасывались за борт, цепляясь за палубные остатки.

Троих моряков через 40 минут подобрал украинский буксир и доставил всех в Керченскую больницу. По словам местного доктора, все они выжили чудом, но в настоящее время здоровью россиян ничего не угрожает, ведутся переговоры о переводе их в больницу Тамани. Сюда были госпитализированы 32 спасенных моряка с танкера "Волгонефть-139" и сухогруза "Ковель". Свыше двух часов моряки провели в море на плоту, все пережили шок и переохладились, но, попав в больницу, были счастливы, что спаслись.

- Наши доктора нагрели красное вино и отпаивали их горячим глинтвейном, - рассказывает главный врач таманской поселковой больницы Ирина Томина. - Моряки, кажется, сами не верили, что все осталось позади. С ними работали психологи. Вчера к вечеру, кроме двух человек, всех выписали.

В воскресенье вечером к дамбе прибило спасательный плот с "Нахичевани". Он оказался пустым. А в 9 часов 10 минут понедельника пограничный наряд береговой охраны обнаружил здесь тела троих моряков в спасательных жилетах. Около полудня море прибило еще одно тело. Люди еще не опознаны, но в оперативном штабе МЧС подтвердили, что все они - члены экипажа с "Нахичевани". На момент подписания номера спасательные работы продолжались. В море вышли 26 поисково-спасательных судов, погранвойска продолжают прочесывать берег.

В порту Кавказ создано два специализированных подразделения по 100 человек, которые занимаются обнаружением и ликвидацией мазутных пятен.

Руководитель Госморспасслужбы Минтранса России Анатолий Янчук отметил, что все работы ведутся во взаимодействии с соседями. Анализируя причины столь масштабной трагедии в Керченском проливе, Янчук назвал три фактора: внезапное резкое ухудшение погоды, состояние судов и ошибки капитанов при принятии управленческих решений. По его словам, будет проведен тщательный разбор всех без исключения обстоятельств случившегося.

Вчера в столице Кубани состоялось заседание краевой комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Губернатор Александр Ткачев проинформировал о сложившейся в Азовском море чрезвычайной ситуации, подчеркнув, что такого на Кубани не было по крайней мере лет 20. Вместе соединились сила шквалистого ветра со скоростью до 35 метров в секунду и 6-метровые волны. Причем все капитаны судов, по словам главы края, заблаговременно получили штормовое предупреждение. Оценку причинам их промедления дадут правоохранительные органы, но это будет потом, а пока надо сосредоточиться на мерах по устранению последствий чрезвычайной ситуации.

Участники заседания обсудили эти конкретные меры. На первом месте стоит дальнейший поиск людей, затем откачка нефтепродуктов с поверхности воды и из емкостей поврежденных судов и барж. Много работы предстоит на береговой линии. Потребуется значительное количество погрузчиков, автомобилей. Обнаружился дефицит столь необходимых вил и целлофановых мешков. Все это поступит в ближайшее время.

Особо обсуждалась экологическая ситуация. Специалисты отмечают, что уже погибло около 30 тысяч птиц, загрязнено нефтепродуктами более 30 тысяч квадратных метров, очень пострадала нерестовая зона со стороны косы Тузла. Работы ведутся интенсивно, но очевидно, что последствия чрезвычайного происшествия придется устранять год, а то и больше. С повышением температуры мазут будет подниматься на поверхность вновь и вновь.

Уже сейчас в спасательных работах участвуют сотни человек, есть договоренность о помощи со стороны московского "Экоспаса", ростовских сотрудников МЧС и других служб.

Стихия, уже два дня бушующая на кубанском побережье Черного и Азовского морей, не обошла стороной и столицу зимней Олимпиады-2014 года. Семибалльный шторм, сопровождаемый сильным ветром и грозой, наделал немало бед и в районе будущей важнейшей олимпийской стройки - Имеретинской долине. Особенно пострадала улица Голубая, где морская вода затопила 10 жилых домов. Как рассказывают жильцы, в этом месте, где расположено около полусотни частных строений, опасная ситуация стала создаваться еще в воскресенье вечером. Тогда часть жителей самостоятельно эвакуировалась. Другие сделали это только ночью, когда стихия разыгралась уже не на шутку. Те, кого "догонял" шторм, успели наспех похватать лишь ценности и документы.

- Вода в домах доходила уже до пояса, - говорят беглецы. - Волны забрасывали на крыши большие предметы, даже автомобили.

По данным спасателей, уровень воды в жилищах был пониже - где-то около 30 сантиметров от пола.

Досталось и одному из объектов, который строится в непосредственной близости от будущей олимпийской деревни: разнесло бетонные берегоукрепительные сооружения и складированные стройматериалы.

В понедельник во второй половине дня на место происшествия прибыла специально созданная оперативная комиссия.

- То, что здесь произошло, лишний раз показывает, что территория Имеретинской долины нуждается в надежных инженерных и берегоукрепительных сооружениях, которые здесь будут построены к Олимпиаде, - заявил после осмотра пострадавшего от стихии микрорайона член комиссии главный архитектор Сочи Олег Гусев.

Жильцы из пострадавших домов распоряжением местных властей будут временно отселены в один из пансионатов.

комментарий

Корреспонденту "РГ"  удалось связаться с прибывшим на место крушения и аварий руководителем Госморспасслужбы минтранса Анатолием Янчуком, осуществляющим общее руководство спасательными работами. Вот что он рассказал:

"К сожалению, из тех восьмерых человек, которых мы ищем, найдены тела уже троих. Они были выброшены на берег. Остальные пятеро вчера еще числились в поиске, а теперь мы вынуждены перевести их в без вести пропавшие, поскольку прошло уже 1,5 суток. Да еще на воде в такую погоду. Но к поиску через штаб МЧС подключены вертолеты.

Один поврежденный танкер уже в воскресенье вечером завели в порт, и идет его выгрузка. Таким образом, устранена угроза розлива четырех с лишним тысяч тонн мазута. Обследованы обе половины разломившегося танкера. По ним ситуация достаточно стабильная. Мы уже наметили, как будем извлекать мазут из более крупной кормовой секции. Носовую тоже обнаружили - она не затонула. Сейчас обсуждаем, как из нее выкачивать мазут. И в понедельник после разведки были обнаружены на воде отдельные пятна мазута. Срочно готовим оборудование, чтобы их локализовать.

Утром погода улучшилась, и у нас появилась возможность выйти в море, чтобы оценить положение. Днем волны снова поднялись выше двух метров, и многие работы пришлось остановить. В море остались только крупные буксиры.

Всегда есть ошибки, допускаемые всеми участниками процесса. Степень вины каждого и техническое состояние судов определит специально созданная комиссия минтранса. Поэтому сейчас спешить с выводами, кто виноват, не буду. Главная причина - все-таки погода. Накануне моряки получили штормовое предупреждение с возможной силой ветра до 25 метров в секунду и высотой волны до 5 метров. На деле же погода оказалась еще хуже. Порывы ветра доходили до 40 метров в секунду. Это форс-мажор".

В понедельник же утром руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Александр Давыденко рассказал "РГ", что специалисты смогут приступить к подъему затонувших судов только тогда, когда высота волны снизится до 1 метра.

Как конкретно их станут поднимать, в это время как раз и решали совместно представители минтранса, Росморречфлота, владельцев судов и грузов. "Скорее всего, подъем будет проводиться с помощью понтонов, - дал предварительную информацию Александр Давыденко. - Для этого водолазы закрепят их под затонувшими судами. А дальше все будет зависеть от того, в каком состоянии окажутся суда". Откачка мазута может быть начата либо непосредственно на месте всплытия, либо судно транспортируют в порт.

Аварии и катастрофы Краснодарский край Кубань. Северный Кавказ