Название труппы Les ballets C. de la B. означает "Современные балеты Бельгии". Артистическое руководство сегодня осуществляют четыре хореографа: Ален Платель, Кристин де Смедт, Лизи Эстарас и Коэн Аугустийнен. В постановке Аугустийнена и был показан спектакль "Импорт-экспорт" - эклектичный опус-размышление о насилии, агрессии, страхе в контексте социальных проблем в современном мире.
Спектакль был создан под впечатлением от документального фильма "Кошмар Дарвина" о злоупотреблении рыбными ресурсами озера в Танзании и от "черной" российской короткометражки "Три минуты попытки, чтобы выжить". Действие происходит в виртуальном порту или до боли знакомых мрачных задворках торговой зоны - территории социальных низов: грузчиков, бомжей, алкоголиков, слегка "облагороженных" евросоюзным происхождением. В этом замкнутом, "тюремном" пространстве рыбного склада под аранжированную музыку французского барокко в исполнении женского струнного квартета "Кирке" -"иствикских фурий" из Антверпена и мужского альта Стива Дугардена творятся "свинцовые мерзости" жизни. В клаустрофобном мирке шесть загнанных жизнью особей (две женщины и четверо мужчин) отчаянно борются за выживание. Это некая метафорическая модель современного мира. И единственная возможность выжить - быть сильнее другого, уничтожив и забив его физически и психологически. Человеческое бессилие по закону маятника трансформируется в агрессию: униженные жертвы меняются ролями с насильниками. Спектакль начинается с пролога: синхронное качание из стороны в сторону сидящих в буддийских позах людей-"неваляшек". Они, будто рыбы, бьются о стенки тары в такт корабельной качки. И под выстрелы замертво падают на бок.
Каждый персонаж представлен и отдельно. Лысый блондин издевается над калекой на костылях. Спустя время уже этот калека забивает насильника костылями. Тут идут бои без правил: маленького тщедушного мужчину (Гэель Сантистева), как тряпичную куклу, в прямом смысле выжимают, растягивают и раздирают за ноги, а затем припечатывают головой об ящики. Испанец с навьюченным на спине мотором браконьерской лодки терроризирует коллег, подобно Карлсону-патрошителю, линчуя всех мясорубкой пропеллера "Ямаха". Однако его действия прослоены и "лирическими отступлениями": репликами, забавными сценками. Маленькая француженка-акробатка становится жертвой группового изнасилования: ее тело взлетает на руках толпы вверх, как на оргиастическом батуте. Изможденная, она вскарабкивается вверх по ящикам, прячась от преследователей и сбрасывая красные башмачки, которые кажутся каплями алой крови.
Безусловно, этот спектакль проецирует агрессивные сцены и на политику, и на государственные институты, и на отношение к странам третьего мира. Но, говоря о художественном градусе спектакля, замечу, что современный танец становится все больше вещью концептуальной и меньше танцем. Автор идеи набирает артистов, способных двигаться, дает им задание для импровизации на заданную тему и как режиссер-инсталлятор собирает предложенные этюды воедино. Спектакль Аугустийнена обрушивает на зрителя негатив эмоций, изобилует пинками, мордобоем, самобичеванием. А задействованные в спектакле артисты с цирковым прошлым показывают арсенал своих акробатических возможностей. Подобные спектакли не требуют ни экспорта, ни импорта.