Российская газета: Сергей Николаевич, с начала года разрешения на работу в Подмосковье получили более 240 тысяч иностранных граждан. Это много?
Сергей Кошман: Втрое больше, чем за прошлый год. При этом работодатели подтвердили трудоустройство только 93 тысяч иностранцев. Конечно, никуда не уехали и остальные 150 тысяч трудовых мигрантов. Одни перебиваются случайными заработками и не могут накопить на билет до родины, другие ушли в теневой сектор экономики.
РГ: Сколько же всего в области так называемых "невидимок"?
Кошман: По оценкам ФМС, в прошлом году нелегалов было 600 - 700 тысяч. Сейчас их примерно 400 тысяч. Это те, кто не прошел регистрацию, то есть даже не поставлен на миграционный учет, и те, кто встал на миграционный учет по месту пребывания, но трудится без оформления соответствующих документов. Сразу скажу, контролирующие органы жестко разбираются с такими.
РГ: Что ждет выявленных "невидимок"? Поймали - и на самолет? Области это влетает в копеечку?
Кошман: Мы не платим ни копейки, платит в основном работодатель. Или сам работник. Если ни тот, ни другой по каким-то причинам не могут оплатить дорогу, билет оплачивает федеральный бюджет. Таким образом отправлены в этом году 139 иностранных граждан.
РГ: На дачи, в частные дома в этом году зачастили сотрудники миграционных служб, участковые, которые проверяют, не работают ли где нелегалы. Если их обнаружат, какой штраф грозит хозяину?
Кошман: Работодатели - физические лица заключили в этом году с иностранными работниками всего около 200 трудовых договоров. Если иностранец незаконно работает, например, на строительстве загородного коттеджа, то хозяин заплатит штраф от 2 до 5 тысяч рублей. Напомню, что с этого года увеличены размеры штрафов и для должностных лиц - до 50 тысяч рублей, юридических - до 800 тысяч рублей за каждого нелегально привлекаемого иностранного работника.
РГ: И сколько же выявлено нарушений?
Кошман: Проведено более 3 тысяч проверок, в том числе около 2 тысяч - на розничных рынках. Выявлено около 7,5 тысячи нарушений, которые повлекли почти 18 миллионов рублей штрафов. А еще возбуждены 73 уголовных дела, из них 64 - за изготовление и сбыт поддельных документов, 9 уголовных дел - за организацию незаконной миграции. Суды приостановили деятельность 11 организаций.
РГ: Может быть, причина такой ситуации в том, что политика квотирования слишком "либеральная"? Ведь федеральные власти установили области квоту на привлечение почти 700 тысяч мигрантов...
Кошман: Это почти в два с половиной раза выше потребности региона. Наша реальная потребность - 300 тысяч. Подобная ситуация подчеркивает противоречие, существующее между системой квотирования и процедурой выдачи разрешения на работу иностранным гражданам из стран безвизового въезда. Сейчас любой иностранец, прибывший в страну в безвизовом порядке, имеет право на самостоятельное трудоустройство у любого работодателя, которому он подходит. Но где гарантия, что квота, на выделение которой законопослушный работодатель загодя подал заявку, не будет выбрана другим работодателем?
РГ: Закон на этот счет гарантий не дает.
Кошман: Поэтому было бы целесообразным вернуться к старой, проверившей себя годами процедуре, когда каждое выданное разрешение на привлечение и использование иностранных работников закрепляли за конкретным работодателем. Кстати, губернатор Борис Громов обращался с таким предложением в правительство РФ. К сожалению, пока практически ничего не изменилось. Иностранные граждане продолжают прибывать в Подмосковье: приехали уже более 800 тысяч человек. Создается впечатление, что главное - это поставить иностранцев на миграционный учет и выдать разрешения на работу всем, кто захочет. Но ведь это создает дополнительную экономическую и социальную напряженность в регионе. Совершенно не учитываются возможности субъектов в обустройстве и трудоустройстве мигрантов. Это ослабляет защиту собственного рынка труда. Чтобы обеспечить в полной мере регулирование и контроль за миграционными процессами, субъектам РФ нужны дополнительные полномочия.
РГ: Недавно прозвучало предложение: работодатель, претендующий на квоту на иностранцев, должен платить за ее выделение. Причем в таком размере, какой побудит бизнес готовить собственные кадры, постепенно снижая потребность в привлечении мигрантов.
Кошман: Согласен. В Подмосковье, как и во всей России, сложная демографическая ситуация. Трудовые ресурсы стареют. К тому же значительная часть наиболее квалифицированных жителей области работает в столице.
РГ: Область и дальше будет мириться с этим?
Кошман: Ни в коем случае. В последние годы эффективно стал работать механизм трехстороннего социального партнерства по вопросам социально-трудовых отношений, благодаря которому правительство, работодатели, профсоюзы взяли на себя определенные обязательства по росту заработной платы, условиям и охране труда, содействию занятости населения и кадровому обеспечению. В итоге за прошлый год удалось добиться роста заработной платы во внебюджетном секторе до 15 тысяч рублей. На этот год планка поднята до 21 тысячи рублей, а в следующем году - до 27 тысяч. И жители стали возвращаться на подмосковные предприятия.
К тому же почти 5 тысячам работодателей приостановлено право привлекать мигрантов. Так что придется искать свои кадры.
РГ: Это стало устрашением для других?
Кошман: Да. Бытует мнение, что у мигрантов низкие зарплаты. Но в Подмосковье они получают в среднем более 12 тысяч рублей в месяц. Другое дело, что основная часть их - низкоквалифицированная рабочая сила, труд которой оплачивается везде невысоко. В основном требуются грузчики, подсобные рабочие, уборщики производственных помещений, дворники. Больше всего использует как руководителей, так и специалистов остродефицитных рабочих специальностей из числа иностранцев областной стройкомплекс. Менеджеров и руководителей высшего звена требуется гораздо меньше - всего 2 процента.
РГ: Предприятия заботятся и о высоком качестве жизни мигрантов?
Кошман: Этому уделяется большое внимание, например, на Электростальском заводе тяжелого машиностроения. Его опыт Межведомственная комиссия рекомендовала для распространения. На предприятии трудятся 200 иностранных работников разных специальностей, преимущественно редких и потому крайне дефицитных. В каждом цеху за ними закреплены наставники - профессионалы высокого класса. Созданы нормальные, цивилизованные условия для их проживания. При расселении учитываются этнокультурные особенности мигрантов. Хорошо сработал - получи материальное поощрение.
Кстати, мигрант в коллективе - это тоже проблема. Поэтому проводится кропотливая работа с рабочими - жителями Подмосковья. Я считаю, что необходимо выработать стратегию, как воспитывать терпимость к приезжим у коренных жителей, а также адаптировать и вовлекать иностранных граждан в наш социум. Без этого трудно сохранить социально-экономическую и политическую стабильность в регионе и, в конечном итоге, в целом по стране.