Впервые на заседании градостроительного совета Краснодара озвучены детали перестройки кубанской столицы.
Копья во время обсуждения реконструкции города уже второй год ломаются из-за проблемы сохранения архитектурных памятников. На этот раз французских проектировщиков сменили питерские. Как сообщил главный архитектор края Юрий Рысин, предпочтение Санкт-Петербургскому НИИ урбанистики отдали как раз по причине его многолетнего опыта в реконструкции исторических российских городов - Пскова, Переяславля, Углича, Вятки и, естественно, самой Северной столицы. Однако, по словам главного архитектора нового проекта Вячеслава Боброва, у южного города оказалась своя специфика.
- Сегодня центр Краснодара сформирован в основном малоэтажной застройкой, - рассказал корреспонденту "РГ" Вячеслав Бобров. - Новая застройка идет кусками, не поддерживая задуманную еще при Екатерине структуру города.
Транспортный вопрос, как считают питерские проектировщики, - проблема всех городов страны, но в Краснодаре он возводится в квадрат. При высокой автомобилизации структура транспортной схемы, заложенная еще в XVIII веке, не отвечает современным потребностям.
- Необходимо создание новых участков дорог - это дорожные развязки, магистрали непрерывного движения, скоростные магистрали, их закольцовка, - считает Вячеслав Бобров. - Решить транспортную проблему крупного города невозможно и без активного развития современных видов транспорта, альтернативных метрополитену. Например, скоростного трамвая, электричек.
Наиболее эффективным решением проектировщики считают постепенное преобразование трамвайного транспорта столицы Кубани в метротрамвайный, с устройством линий на обособленном полотне, в тоннелях мелкого заложения, на эстакадах.
- Такое решение позволило бы поэтапно развивать существующую транспортную систему города, не дожидаясь ввода нового вида транспорта, в течение семи-десяти лет, - говорит Вячеслав Бобров. - Первоочередным объектом может стать линия проектируемой магистрали от улицы Ставропольской по улице Шевченко, с переходом через железнодорожные пути, по трассе ликвидируемой железнодорожной линии до станции Краснодар-2.
Во время обсуждения проекта немало вопросов задавали сотрудники ГИБДД. Например, каким образом будет решаться проблема пробок на дорогах для тех, кто добирается на работу автобусами, троллейбусами и маршрутками.
- На основных магистралях центра, с шириной проезжей части не менее трех полос, в каждом направлении будут создаваться полосы приоритетного движения общественного транспорта, по которым в дневное время могут двигаться только автобусы, троллейбусы и такси, - ответили проектировщики. - Эти же полосы могут использоваться в час пик для пропуска машин скорой помощи и пожарных.
В перспективе в Краснодаре планируют максимально исключить пропуск транзитного движения через исторический центр. Для этого по границам центра, обходя его, начнут прокладывать магистрали непрерывного движения, скоростные дороги. Главный способ освобождения проезжих частей магистральных улиц от стоящих на них автомобилей - строительство многоярусных внеуличных наземных и подземных парковок. Многоэтажные, плоскостные, подземные парковки разделят по функциям на три части. Одни для гостей города, которые приезжают из других регионов, - оставил автомобиль, сел на общественный транспорт, доехал до центра города. Другие для тех, кто работает в центре города. Третьи для жилых комплексов - они обязательно должны строиться каждым инвестором в жилых кварталах.
Что касается сохранения исторической застройки вдоль улицы Красной, эта зона должна стать туристическим центром. А некоторые исторические кварталы вообще пообещали не трогать. Правда, какие - так и не уточнили.
- Чтобы "оттянуть" деловую активность из исторической части города, в Краснодаре будут строить четыре деловых центра в других районах, - сообщил руководитель проекта Юрий Медведев.
В новых "Кубан-сити" предусмотрено строительство домов до 25 этажей. А вот в зоне ядра центра города сложившуюся высотность, как заверили архитекторы, трогать не станут. Периферия центральной зоны также будет покрыта квартальной застройкой в три-пять этажей. Постепенное повышение этажности предусмотрено к набережной в районе реки Кубани и в зоне железнодорожного вокзала. Кстати, инвесторы намерены вложить 140 миллиардов рублей в строительство жилья в рамках реконструкции центра города.
Проект, как заверили власти, будет вынесен на публичные слушания, где каждый краснодарец сможет сказать свое слово. Тем не менее, по словам Юрия Рысина, он уже прошел согласование практически во всех инстанциях.
Мнение
Надежда Сухановская, член Союза архитекторов РФ, участник реконструкции Краснодара после Великой Отечественной войны:
- Я надеюсь, что второпях не забудут о важной особенности нашего города - он находится в сейсмически опасной зоне. Хотелось бы, чтобы при возведении 25-этажных зданий и строительстве тоннелей застройщики не забывали о том, что через Краснодар проходит ряд глубинных разломов. Неравномерен и характер грунтов. В некоторых местах в трех метрах от устойчивого участка можно обнаружить другой - просадочный. Просадочные и насыпные грунты - в Юбилейном микрорайоне, в районе нефтебазы и Карасунских озер.
Сейсмичность достигает семи баллов в районах рубероидного завода, центральной части города, железнодорожного вокзала, Черемушек и некоторых других. В северной части Краснодара часты подтопления, которые увеличивают сейсмичность до восьми баллов. Зоной риска является пойма Кубани и Карасуна. Надеюсь, что при строительстве в этих районах выполнение требований по сейсмостойкости будет строго контролироваться.