16.11.2007 00:00
Экономика

Правление ОАО РЖД одобрило очередной коллективный договор компании сроком на три года

Правление ОАО РЖД одобрило очередной коллективный договор компании сроком на три года
Текст:  Виктор Борисов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4520)
Читать на сайте RG.RU

Пресс-релиз с таким сообщением мог бы промелькнуть незамеченным на российских новостных лентах, если бы, помимо масштабов корпорации, не один нюанс: железнодорожная монополия исторически вкладывает в понятие коллективного договора несколько иной смысл, чем другие компании.

Вот, например, классическое определение термина: соглашение между предпринимателем (или его представителем в лице администрации) и работниками (их представителями в лице профсоюза), определяющее:

- статус профсоюза и прерогативы администрации;

- размеры заработной платы и продолжительность рабочего дня;

- гарантии занятости;

- процедуру урегулирования трудовых споров.

Понятно, что обычно в первую очередь договор подписывается именно ради четвертого, "конфликтного" пункта. Однако в ОАО РЖД акценты несколько смещаются: рассмотренный договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в компании, играет ключевую роль в обеспечении стабильной работы трудовых коллективов, способствует эффективному развитию и реформированию отрасли.

По мнению президента РЖД Владимира Якунина, коллективный договор - это просто способ выжить в рыночных условиях. Суть коллективного договора с точки зрения железнодорожников в том, что стороны договариваются о взаимных обязательствах: о заинтересованности в совместной деятельности, о совместной ответственности за производственно-экономические результаты компании и о том, как на основе этих результатов обеспечить рост благосостояния ее работников и уровня их социальной защищенности.

"Масштаб и сложность задач, стоящих перед компаний сегодня, заставляют нас по-новому взглянуть на вопросы управления в коллективе. ... Только грамотное управление человеческим капиталом позволит нам решить поставленные задачи", - говорит президент госмонополии.

Видимо, такая позиция руководства играет не последнюю роль в том, что железнодорожная отрасль страны - одна из самых "бесконфликтных" (странно видеть новости о транспортных забастовках в Европе). В железнодорожной системе люди работают, как правило, с начала "трудовой деятельности" до выхода на пенсию, чему немало способствует социальная политика компании.

При обсуждении договора звучало много цифр.

С 1 сентября 2007 года минимальный размер оплаты труда составляет до 3560 рублей (в целом по стране он в полтора раза ниже - 2300 рублей). Среднемесячная заработная плата работников, занятых на перевозках, возросла более чем вдвое и составила в августе 2007 года 17 529 рублей, реальная заработная плата увеличилась почти на 40 процентов.

Что касается механизмов социальной защиты, они в договоре закреплены и касаются не только "действующих" работников, но и отраслевых пенсионеров.

В этом году на реализацию обязательств коллективного договора ОАО РЖД будет использовано 64 миллиарда рублей. Как они будут расходоваться, тоже расписано подробно.

Средняя стоимость социального пакета составит около 30 тысяч рублей на каждого работника, неработающего пенсионера - 5,9 тысячи рублей. В соцпакет входят бесплатный проезд раз в год поездом в любую точку страны, льготы на проезд в пригородном сообщении, медобслуживание за счет корпоративной системы добровольного медицинского страхования, лечение и отдых по льготной стоимости в оздоровительных учреждениях компании, оказание материальной помощи на поддержание здоровья в период отпуска, премия "за добросовестный труд" при выходе на пенсию и пенсионные взносы.

Работники, члены их семей, пенсионеры получают полный пакет медицинских услуг. В 2006 году "оздоровительными" программами воспользовались 130 тысяч человек, бесплатными билетами - более 1 миллиона 100 тысяч.

В перспективе предусматривается поэтапное увеличение финансирования (от 80 до 96 миллиардов рублей) на реализацию обязательств коллективного договора на 2008-2010 годы.

Суммы существенные даже для такого гиганта, каким являются "Российские железные дороги". Однако правление ОАО одобрило цифры без колебаний. Очевидно, на это существуют вполне объективные причины.

Формулируя цели и задачи, которые преследует подписание договора, компания неоднократно употребляет словосочетание "повышение эффективности": потому что только взаимные обязательства обеспечивают взаимную же заинтересованность в результатах работы.

В любом учебнике менеджмента описана необходимость мотивации персонала, и зачастую эта мотивация не ограничивается прямым денежным выражением; гораздо чаще для работника значительно более важны именно социальные гарантии, стабильность, уверенность в завтрашнем дне.

Конечно, о "денежной" стороне вопроса при обсуждении договора говорили немало. В том числе - снова о взаимной ответственности и взаимной выгоде. Если работа компании в целом будет успешной, будет, к примеру, возможность индексировать зарплату, чтобы работники не страдали от инфляции и повышения цен...

Утверждена и концепция жилищной политики. Потому что жилье - едва ли не самая трудная проблема в нынешних условиях. Особенно для молодых - а на молодежь РЖД давно обращает самое пристальное внимание (существует даже целевая программа "Молодежь ОАО "Российские железные дороги" (2006-2010 гг.).

Концепция жилищной политики утверждена еще в 2005 году - на 2005-2007 годы и на период до 2010 года. Поставлены две основные задачи: создание собственного жилого фонда и оказание компанией различных форм финансовой помощи работникам, приобретающим жилье.

Объем "ведомственного" жилья, построенного в прошлом году, составил 87,4 тысячи квадратных метров (1071 жилое помещение), на эти цели израсходовано 1 миллиард 417 миллионов рублей.

В 2006 же году запущена программа ипотечного субсидирования (размер ставки по кредиту является одним из лучших в Российской Федерации - 11 процентов при условии первоначального взноса не более 15 процентов сроком на 15 лет).

На субсидируемый кредит работник может приобретать как жилье, строящееся ЗАО "Желдорипотека" и "Жилсоципотека", так и жилье на вторичном рынке.

В этом году на жилищное субсидирование работников ОАО РЖД направлено 970 миллионов рублей. В том числе 100 миллионов - на безвозмездной основе (многодетным семьям, инвалидам).

Приведенные выше цифры изучать, может быть, скучно, однако именно цифры - единственное, но самое веское доказательство эффективности усилий компании по сохранению и приумножению своего человеческого "капитала".

...В этом году исполнилось 15 лет со дня принятия первого отраслевого тарифного соглашения по железнодорожному транспорту, которое и положило начало созданию реального механизма по решению социальных проблем и защите интересов работников отрасли. Фактически соглашение было прямым предшественником нынешнего договора.

Сегодня это действительно договор: тщательно проработанный документ, максимально полно учитывающий интересы обеих сторон. В его подготовке и обсуждении принимали участие и руководители госмонополии, и работники отраслевого профсоюза, и рядовые работники отрасли. Теперь решением правления в договор будут внесены замечания и предложения, высказанные участниками заседания, после чего документ будет представлен на подпись президенту ОАО РЖД Владимиру Якунину и председателю единого представительного Органа первичных профсоюзных организаций Роспрофжел Николаю Никифорову.

ОАО РЖД много говорит о своей политике социального партнерства. И с гордостью рассказывает о результатах: "...Компания достойно выполняет задачи, поставленные президентом и правительством РФ, обеспечивает финансовые обязательства перед государством, завоевала имидж надежного партнера на финансовом рынке. Грузооборот за этот период увеличен более чем на 26 процентов, пассажирооборот - на 11,5 процента. В итоге ОАО РЖД достигло самых высоких результатов работы за 16 лет существования железных дорог России".

Договор полностью отвечает миссии компании и стоящим перед ней стратегическим задачам, считают железнодорожники. А стратегические задачи, в общем, ясны - обеспечивать потребности страны в перевозках, развивать сервис, строить новые дороги... И делать это должны все работники монополии: от президента до стрелочника. Собственно, для этого и подписан коллективный договор.

Железные дороги ОАО "Российские железные дороги"