Напомним, что согласно данному закону лицо, которое на 1 июля 2006 года является владельцем 95 процентов общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций открытого акционерного общества, вправе осуществлять принудительный выкуп акций у остальных акционеров компании. После вступления в силу этого закона в Конституционный суд начали поступать жалобы от миноритариев, которые считают, что статьи закона нарушают права и свободы, гарантированные им Конституцией РФ.
Кроме того, в жалобах указывалось на неэффективность административного контроля за процессом принудительного выкупа акций. По мнению миноритарных акционеров, сегодня такой контроль сводится к формальной проверке соответствия требования о выкупе ценных бумаг Закону "Об акционерных обществах" федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФСФР), который, выявив нарушение, направляет лицу, представившему требование, предписание о необходимости его согласования с нормами названного закона. На практике ФСФР, признав нарушения Закона "Об акционерных обществах", направляет в адрес компании соответствующие предписания, которые ими не исполняются.
Рассмотрев жалобы граждан Ю.Ю. Колодкина и Ю.Н. Шадеева, Конституционный суд установил, что в силу особенностей предпринимательской деятельности в форме акционерного общества соразмерное ограничение прав миноритарных акционеров не нарушает Конституцию РФ, поскольку права преобладающих акционеров обеспечивают достижение общего для акционерного общества блага.
При этом Конституционный суд постановил, что принудительный выкуп акций у миноритарных акционеров осуществляется в надлежащей юридической процедуре, с соблюдением требований законодательства на каждом из необходимых ее этапов, в разумные сроки и при обеспечении эффективного судебного контроля. Поэтому в целях защиты прав миноритарных акционеров как слабой стороны в корпоративных отношениях суды, рассматривающие дела об оспаривании решений, касающихся принудительного выкупа акций или возникновения права на него, а также возмещения убытков, причиненных в связи с ненадлежащим определением цены выкупа акций, для того чтобы влиять на установление справедливой цены за выкупаемые акции, прежде должны исследовать все обстоятельства или злоупотребления правами, а затем принимать решение.