Встреча президента России Владимира Путина с председателем "Деловой России" Борисом Титовым и президентом "ОПОРЫ России" Сергеем Борисовым, касающаяся изменения расчета НДС, оживила дискуссию о реформировании НДС. Последовавшее затем сообщение о фактическом дезавуировании Сергеем Борисовым предложений, озвученных на встрече с президентом, породило дополнительный вопрос: чего же хотят бизнесмены?!
Первоначальная идея представителей бизнес-сообщества была незатейлива: заменить НДС безвычетным налогом, который будет взиматься с суммы прибыли, амортизации, оплаты труда и ЕСН. Новый налог тоже будет называться НДС. Но это будет уже совсем другой НДС.
Бесспорный плюс идеи - ликвидация системы вычетов. Налогоплательщикам больше не придется никому доказывать, что НДС заплачен "благонадежной" организации, а не проходимцам из фирмы-"однодневки". Ликвидация системы вычетов значительно сокращает действующую редакцию 21-й главы Налогового кодекса РФ, поскольку уже не понадобятся счета-фактуры.
Правда, изменение налоговой базы таким образом, как было предложено предпринимательскими организациями, перечеркивает и оставшиеся статьи 21-й главы. От действующего НДС в новом налоге останется только название. По сути же вводится налог на сумму прибыли и оплаты труда. Поскольку налоги как на прибыль, так и на зарплату уже существуют, сразу появляются вопросы относительно целесообразности процедуры. Сегодня бухгалтер умножает прибыль на ставку налога и получает величину налога на прибыль, умножает зарплату на ставку налога и получает единый социальный налог. Завтра появится третья операция: умножив по отдельности прибыль на ставку и зарплату на ставку, бухгалтер должен будет сложить прибыль и зарплату и умножить полученную сумму на ставку нового налога.
Предложение о прямом способе расчета НДС фактически означает только одно: НДС должен быть ликвидирован, а налог на прибыль и ЕСН должны быть увеличены. Единственный элемент нового налога, который сейчас "не задействован" в налогообложении, - амортизация. Ну что ж, если государственной задаче модернизации оборудования не претит обложение амортизации налогом, то новый налог должен стать незатейливым налогом на амортизацию. Итак, НДС отменяется, налог на прибыль увеличивается, ЕСН увеличивается, налог на амортизацию вводится. В этом суть идеи, озвученной предпринимателями на встрече с президентом страны.
Почему-то такой вариант расчета трактовался представителями бизнес-сообщества как фактор, препятствующий деятельности фирм-"однодневок". Однако при помощи "однодневок" налогоплательщики решают вопросы "оптимизации" не только НДС, но в равной степени и ЕСН, и налога на прибыль.
"Зарплатные комиссии", действующие в регионах страны при участии сотрудников налоговых органов, изначально и создавались с целью "по-хорошему" уговорить работодателей не скрывать величину реальной заработной платы сотрудников. Теперь эти же комиссии пытаются контролировать затраты налогоплательщиков. Насколько комиссиям удается справляться с возложенной миссией - второй вопрос. Главное - подтверждаемое существованием таких комиссий наличие проблемы.
При существовании проблемы занижения налоговой базы по ЕСН и налогу на прибыль отказ от оборотного налога реально приведет лишь к перераспределению налоговой нагрузки. Те организации, которые имеют неосторожность платить налоги честно, окажутся в проигрыше. Прибыль и фонд оплаты труда этих налогоплательщиков как раз и станут базой для нового налога. Что же касается фирм, завышающих затраты и занижающих зарплату, то им отмена оборотного налога сулит значительную выгоду.
Именно указанные причины не позволяют рассматривать отказ от оборотного налога с увеличением "прямых" налогов в качестве адекватного решения проблемы НДС. Однако обоснование Сергеем Борисовым отказа от первоначальной позиции совершенно не проясняет возможность решения проблемы. Скорее наоборот: в качестве недостатка "прямых" налогов называется невозможность предоставления вычетов экспортерам, что, дескать, сделает российские товары неконкурентоспособными на мировом рынке.
Но ведь как раз вычеты - единственное, из-за чего НДС требует реформирования! Иной оборотный налог (например, налог с оптовых и розничных продаж) целесообразно рассматривать в качестве альтернативы НДС только по причине изначального отсутствия вычетов, что упрощает порядок исчисления налога и исключает необходимость доказывания правомерности вычетов.
Поддержка экспорта товаров высокой степени переработки может осуществляться иными мерами, нежели вычеты по НДС. Например, для производителей таких товаров могут быть уменьшены ставки налога на прибыль. Увязка же налоговых вычетов с необходимостью поддержки экспорта в принципе лишает смысла вопрос о реформировании НДС. Действующий вариант НДС и вычет - понятия-синонимы. Когда бизнесмены жалуются на НДС, речь идет фактически о жалобах на трудности в получении вычета. Если вдруг выясняется, что у экспортеров без вычета просто никаких доходов не окажется, то бизнес-структурам тогда следует определиться с приоритетами. Либо нужно защищать экспортеров ценой всей остальной экономики, либо все-таки защищать экономику, предложив экспортерам производить достаточно качественные товары, могущие быть конкурентоспособными на мировом рынке даже при некотором увеличении цены.