Он достаточно быстро прошел первое чтение, и планировалось, что в тот же год он будет принят. Однако процесс обсуждения и согласования растянулся на несколько лет. Но наконец-то основные разногласия удалось снять. В частности, бизнес беспокоило в первом варианте законопроекта обязательное членство бизнес-структур в саморегулируемых организациях. По мнению участников рынка, это могло бы привести к созданию в каждой СРО группы крупных компаний, диктующих условия всем остальным участникам данного сегмента рынка. В новом варианте членство в СРО является добровольным, хотя при этом оговаривается, что другими федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства в СРО.
Не устраивало и количество участников объединения в составе саморегулируемых организаций. И здесь разработчики законопроекта пошли навстречу бизнесу, и количество участников объединения в составе СРО увеличено с 10 субъектов предпринимательской деятельности до 25 или не менее 100, если иное не установлено другим федеральным законом. Работать образующиеся СРО будут по единым правилам. Они сами будут вырабатывать стандарты своей деятельности, анализируя работу участников СРО, проверять их, организовывать профобучение. Члены СРО в обязательном порядке должны будут страховать свою имущественную ответственность перед потребителями. Также предусмотрена и материальная ответственность, которая осуществляется через сформированный членами СРО компенсационный фонд.
Однако самую большую победу одержал не бизнес, а заинтересованные финансовые ведомства, которые выступали против общего закона для банковского и финансового сектора. В итоге из-под действия закона выводятся участники рынка ценных бумаг, инвестфонды, управляющие компании, органы банковского регулирования и банковского надзора, кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды. Впоследствии они смогут объединяться в саморегулируемые организации только после появления специальных поправок в федеральные законы, регулирующие их работу.
Один из разработчиков законопроекта о саморегулируемых организациях, председатель думского Комитета по собственности Виктор Плескачевский отмечает, что, несмотря на это, под действие закона попадает большое множество нефинансовых видов деятельности. Финансовые же отрасли и так в скором времени придут к саморегулированию. Пока они еще не созрели.
Независимые эксперты считают, что закон о саморегулируемых организациях лежит на перекрестке интересов распределения полномочий между государством и самоорганизованным бизнесом. Это серьезный механизм, который меняет систему взаимоотношений между государством и бизнесом. Существующие организации, такие как ТПП, РСПП, "Деловая Россия", отраслевые организации, должны пройти проверку на соответствие требованиям, предъявляемым законом о СРО, и, возможно, многие из них не станут саморегулируемыми организациями. Если не будет единого технологического приема, который был бы прописан в законе о СРО, то это будет лоббистское стремление организаций ухватить те или иные функции государства, стать еще одним министерством между бизнесом и государством.
Другая часть экспертов отмечает, что на самом деле, несмотря на то что бизнес сегодня поддерживает документ, потому что без него не пойдет реформа техрегулирования, в целом он не готов к передаче им государственных полномочий и функций. Так, в частности, приводится пример с профессиональными объединениями оценщиков, которые уже давно должны были перейти на саморегулирование. Соответствующий закон был принят еще в прошлом году. Однако до сих пор официально зарегистрированных саморегулируемых организаций нет. В результате чего Думе пришлось переносить сроки отмены лицензирования и создания национального совета оценщиков.
Кроме того, существует реальная опасность использования СРО в качестве аппарата для передела собственности и формирования коррупционных связей.