В Каспийском морском спасательном координационном центре Астрахани отрицают появившуюся в СМИ информацию, что поиски начались после полученного с судна SOS.
"Никто сигнал бедствия не подавал. Идет поиск судна, не вышедшего вовремя на радиосвязь", - пояснил корреспонденту "РГ" дежурный капитан МСКЦ Николай Дробахин. В первую очередь молчание экипажа должно было обеспокоить владельца судна - астраханскую судоходную компанию "Парадайз". Она и должна была инициировать поиски. "Судовладелец молчал. Мы его теребили, а он отвечал, что все держит под контролем, все отслеживает. Дело в том, что положение судна в море - это коммерческая тайна. Они там друг от друга прячутся, обгоняют, догоняют. У них же конкуренция. Поэтому достоверную информацию о маршруте и местонахождении судна знают только капитан и судовладелец", - сказали в спасательно-координационном центре. В "Парадайзе" корреспонденту "РГ" комментировать пропажу судна категорически отказались.
На вопрос о том, что могло произойти с судном, в МСКЦ сказали только, что судно было 1968 года постройки, а срок эксплуатации таких судов - 22 года. Сухогруз вез на борту 2,2 тысячи тонн стальных изделий, но специалисты сомневаются, что причиной могла послужить перегрузка или неграмотная укладка груза. Соответствие загрузки судна его грузоподъемности проверяет специальный инспектор портнадзора. Другое дело, что сейчас количество судов на Каспии неадекватно количеству грузов. По словам транспортников, груза намного больше, чем судов. Многие судовладельцы перегоняют свои суда из Каспия в Черное море, где фрахтовые ставки им выгоднее.
Пропавшему судну было почти 40 лет, и таких "старичков" на Каспии немало. Правда, некоторые из них существенно обновлены. "На Каспии действительно плавают самые старые суда в России, причем те, которые раньше были речными, - подтвердил руководитель одной судоходной компании Владимир Жуковский. - Реинновировать их можно, но изменить класс судна с речного на морской не получится, или эта процедура будет стоить неимоверно дорого". Помимо аварийно-опасного возраста "Камюста", по мнению Жуковского, свою роль могли сыграть погодные условия: из 16 дней в ноябре на Каспии было 12 штормовых.
Сергей Монахов,
директор Каспийского морского научного исследовательского центра Росгидромета:
- В Каспийском море штормовая активность в этом году повысилась. Штормовым считается день, когда максимальная скорость ветра достигает 15 метров в секунду и больше. Если в июле повторяемость таких дней была равна нулю, то в сентябре гидрометеорологи зафиксировали в районе Махачкалы 15 штормовых дней, а по острову Тюленьему - 28. Такая свистопляска, особенно в сравнении с предыдущими относительно тихими годами, напрягает. Большинство экспедиций нашего центра пришлось на вторую половину года, и это бьет по карману, так как продолжительность рейсов из-за непогоды увеличилась вдвое. С конца 1990-х годов и до последнего времени средняя скорость ветра на Каспийском море была меньше обычной, и вот сейчас специалистам пришлось вспомнить суровые 1970-е годы, когда штормовая активность была самой высокой. Именно тогда случилось кораблекрушение, похожее на недавнее керченское: в ноябре 1974 года на рейде порта "Махачкала" во время сильного шторма при юго-восточном ветре пополам разломились два танкера "Волгонефть". Погибли люди, разлилось много мазута и нефти.