Выдвижение разного рода претензий к России стало, увы, неотъемлемой частью политики нынешнего грузинского руководства. Безосновательными, но шумными обвинениями в Тбилиси рассчитывают прикрыть собственную неконструктивность в отношениях с нашей страной.
Сколько пропагандистских копий было сломано за последние годы вокруг вывода российских военных баз (РВБ) из Грузии, в каких только грехах не обвиняли Россию! И вот вывод завершен. Полезно будет выяснить, кто и как относился к своим соответствующим обязательствам.
Настаивая на скорейшем выводе российских войск, грузинская сторона изначально ссылалась на так называемые «стамбульские обязательства», содержащиеся в принятом 17 ноября 1999 г. российско-грузинском заявлении.
Хорошо известно, что все свои обязательства по этому заявлению Россия выполнила. Уже к 31 декабря 2000 г. российские обычные вооружения и техника на территории Грузии были сокращены до согласованных уровней. К 1 июля 2001 г. были расформированы и выведены РВБ Вазиани и Гудаута. Наконец, 31 марта 2006 г. было подписано двустороннее Соглашение о сроках, порядке временного функционирования и выводе российских военных баз и других военных объектов Группы российских войск в Закавказье, расположенных на территории Грузии.
Свои обязательства по этому соглашению Россия выполнила в полном объеме и почти на год раньше установленного срока. И это несмотря на то, что из-за откровенно недружественной политики официального Тбилиси наши двусторонние отношения находятся в состоянии острого кризиса.
К сожалению, грузинская сторона не проявила столь же ответственного и честного подхода.
На протяжении всех минувших лет Тбилиси всячески уклонялся от выполнения собственных «стамбульских обязательств». Грузинской стороной до сих пор не решен вопрос об использовании в интересах миротворцев СНГ остающейся инфраструктуры расформированной РВБ Гудаута. Позиция Тбилиси на соответствующих консультациях свидетельствует об отсутствии заинтересованности в решении этой проблемы. Грузия отказывается и от создания с использованием части инфраструктуры бывшей РВБ в Батуми совместного грузино-российского антитеррористического центра, что предусмотрено Соглашением от 31 марта 2006 г.
Грузинская сторона обязалась также способствовать созданию необходимых условий для сокращения и вывода российских сил. Едва ли с этим совместимы, например, такие действия, как захват российских офицеров в Тбилиси и Батуми в сентябре прошлого года, постоянные провокации против миротворцев в зонах конфликтов, безудержная антироссийская риторика и раздувание шпиономании.
В любом случае, военнослужащие ГРВЗ с честью завершили свое пребывание в Грузии и достойно ушли. Они сделали немало доброго, и грузинский народ это знает, что бы ни говорили тбилисские руководители.
Продолжают нести службу к зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов российские миротворцы, охраняющие спокойствие в этих регионах. Именно они представляют собой главную преграду для тех, кто под прикрытием миролюбивой риторики продолжает готовить военные авантюры в Абхазии и Южной Осетии.
Россия будет и впредь верна своим обязательствам и лежащей на ней ответственности по содействию урегулированию грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов, поддержанию мира и стабильности в регионе.
Подробности читайте на сайте МИД РФ