Вчера в министерстве обороны прошел ежегодный сбор руководящего состава Вооруженных сил России. На него приехал и президент Владимир Путин, чтобы понять, что мешает армии в срок исполнять намеченные планы.
Обычно чинный и по-военному размеренный ход совещания вчера нарушил глава государства. Да так, что отдельные генералы на перерыв могли уходить в легкой испарине.
По основным показателям в минобороны достигнуты неплохие результаты, признал Путин. По некоторым даже сделаны качественные шаги вперед. "Достигнутые успехи не отменяют необходимости и дальше наращивать работу на всех основных направлениях военного строительства, - предупредил президент. - Вы знаете, что обстановка в ряде регионов мира продолжает оставаться нестабильной".
Возможно, западные рубежи страны могли бы быть островком спокойствия, но и там, как поется в песне, "на границе тучи ходят хмуро". "В нарушение ранее достигнутых договоренностей рядом с нашими границами наращиваются военные ресурсы отдельных государств и стран альянса НАТО, - заявил президент. - При этом российские предложения, например, о создании единой системы ПРО с равным доступом к ее управлению всех участников, пока остаются, к сожалению, без ответа".
Понятно, что безучастной к такому "накачиванию мускулов" Россия оставаться не собиралась. После долгих предупреждений, как известно, Москва просто наложила мораторий на свое участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе. "Подчеркну - это вынужденная и необходимая мера", - заявил Путин. Как только западные партнеры на деле присоединятся к адаптированному ДОВСЕ, Россия рассмотрит возможность выполнения своих обязательств.
"В одностороннем порядке мы ничего выполнять не будем, - сообщил президент. - Наши партнеры не ратифицировали договор, а некоторые даже не подписали. Хорошее кино получается. Что же, мы будем ждать годами? Вечно пребывать в этом состоянии не будем". Чтобы быть способной к отпору любым угрозам, Российская армия должна и дальше укрепляться: технически, кадрами, морально. "Необходимо продолжать работу по техническому перевооружению армии и флота, - считает Путин. - Госпрограммой вооружений до 2015 года на эти цели планируется выделить значительные средства, акцент будет сделан на новые эффективные системы вооружения и военной техники".
Президент призвал не забывать о таком направлении, как кадры. "Успех здесь во многом зависит от модернизации системы военного образования, - считает Путин. - Надо оптимизировать сеть военных вузов, создать крупные учебно-научные центры. При этом наша обязанность - сохранить лучшие традиции отечественной системы подготовки, перенимая при этом самый передовой зарубежный опыт в военном образовании".
Руководство страны прекрасно понимает, что кадровый состав Вооруженных сил неразрывно связан и с социальными гарантиями военнослужащих. Правительство, конечно, ежегодно повышает денежное довольствие военнослужащих: с 1 декабря оно увеличится на 15 процентов и еще на столько же с 1 сентября будущего года. "Эта политика будет продолжаться и в последующие годы, - заверил Путин. - Но не думаю, что этого достаточно с учетом роста инфляции".
"Важнейший фактор повышения боеспособности армии и флота, укрепления престижа воинской службы - это обустроенный тыл", - подчеркнул президент, переходя к жилищным вопросам в армии. По данным президента, за последние полтора года количество очередников в армии снизилось на 17 процентов. Однако число тех, кто все еще остается без квартир по-прежнему высоко - 130 тысяч человек. "Сейчас важно взять новый рубеж и обеспечить военнослужащих постоянным жильем к 2010 году и служебным- к 2012 году", - поставил задачу Путин. В помощь армии специально разработан механизм накопительно-ипотечной системы, который все это время обкатывался в отдельных регионах. "Со следующего года эта система должна внедряться повсеместно", - предупредил глава государства.
Вслед за Владимиром Путиным слово взял министр обороны Анатолий Сердюков. Министр с точностью озвучил все основные задачи развития Вооруженных сил, ссылаясь на президентское Послание Федеральному Собранию и даже нормативные документы, касающиеся министерства обороны. Казалось, что вопросов по монотонному объемному докладу возникнуть не должно было. Но президент решил иначе.
В выступлении министра обороны был упомянут военный госпиталь в камчатском Вилючинске, который давно должны были ввести в строй. Сердюков подтвердил - госпиталь действительно должен был частично приступить к работе перед визитом президента на Дальний Восток в сентябре этого года. "Ну вот я туда ездил, и мы туда даже не поехали, так как не готово то, что должно было быть готово", - парировал президент.
- У нас здесь есть главный врач? - обратился в зал Путин.
Со своего места, крайнего у стенки, поднялся временно исполняющий обязанности начальника Главного военно-медицинского управления минобороны генерал-майор Владимир Шаппо.
- Вы что, не контролировали там ситуацию? Почему не сделали-то? - переадресовал он вопрос генералу.
Шаппо пытался что-то ответить прямо из зала, но звучало это совсем не по-армейски - в президиуме едва ли кто-то услышал офицерский "рапорт". Тогда Владимир Путин просто пригласил врио начальника ГВМУ выйти к трибуне и отчитаться уже перед всем генералитетом. Шаппо пытался объяснить, что военно-медицинская служба прикладывала максимум усилий, чтобы успеть в срок. "Если бы максимум прилагали, Быкова (Игорь Быков, бывший начальник ГВМУ. - Прим. "РГ") бы не уволили. Если уволили, значит, не максимум прилагали", - сказал Путин, намекая, что это не аргумент.
- Вы человек новый. Я просто хочу понять, что мешает Вооруженным силам выполнять в срок то, что намечено? - спросил Верховный Главнокомандующий.
По версии Владимира Шаппо, произошла недооценка ситуации- вовремя не поставили медицинское оборудование. Больше президент решил не распекать генерал-майора, только пожелал, что его управление, от которого зависит самочувствие военнослужащих, будет работать эффективно и динамично.