Наркополицейские делают неутешительные прогнозы. В общей массе конфискованного зелья "синтетика" пока составляет небольшой процент, однако в ближайшее время это соотношение может серьезно измениться. Химические наркотики пользуются у части молодежи огромным спросом, а прибыль от их реализации у наркодельцов достигает 4000 процентов!
Первый серьезный удар по синтетическому наркобизнесу алтайские наркополицейские нанесли месяц назад, при содействии кемеровского Госнаркоконтроля ликвидировав в столице Кузбасса подпольную лабораторию по производству метамфетамина. Ее организовал житель Алтайского края. Производство было поставлено на широкую ногу, распространять наркотики планировалось на "родной стороне".
В ходе спецоперации оперативники изъяли более 100 граммов фентанила, более известного под названием "белый китаец". Этот наркотик схож с героином по воздействию на организм человека, однако он в десятки раз более мощный и опасный. Одного грамма фентанила достаточно для изготовления десяти тысяч доз наркотиков, а его производство в 20 раз выгоднее для наркоторговцев, чем производство героина.
Неделю спустя сотрудники Госнаркоконтроля задержали в Павловске беспрецедентную за всю историю существования управления партию другого синтетического наркотика - экстези. Гражданин Германии прятал в подвале одного из жилых домов 5000 галлюциногенных таблеток. Часть из них он уже успел реализовать, в основном в ночных клубах краевой столицы.
- Пусть общая доля наркотиков синтетического происхождения в нашем регионе невелика, но динамика роста его реализации очевидна, - говорит заместитель начальника Алтайского управления Госнаркоконтроля полковник полиции Андрей Воронин. - Да, "синтетики" мы могли бы изымать и в больших объемах, но есть ряд объективных причин, которые этому препятствуют. Как известно, это клубный наркотик. Проблема в том, что "подобраться во всеоружии" к таким увеселительным заведениям чрезвычайно сложно.
По разным оценкам, в Алтайском крае наркотики принимают от 60 до 80 тысяч человек, но позволить себе синтетические могут лишь единицы. К примеру, одна таблетка экстези в Барнауле стоит от 1200 до 1600 рублей. Поэтому "подсаживаются" на такие наркотики люди состоятельные, как правило, из среды так называемой "золотой молодежи".
- Работая по "синтетике", мы затрагиваем интересы серьезных людей, которые могут себе позволить посещать ночные клубы и тратить там деньги, - рассказывает полковник Воронин. - В наркобизнесе крутятся огромные финансовые средства, равные доходной части бюджета региона. Согласитесь, добровольно от этих денег никто не откажется...
Цена на наркотик в регионе - один из основных показателей работы правоохранительных органов. Чем выше риски, тем больше стоимость. В Алтайском крае синтетические наркотики в числе самых дорогостоящих в Сибири, поэтому наркодельцы не жалеют денег за любую информацию, которая вредит их доходному бизнесу. За сотрудничество наркобароны предлагают полицейским "гонорары" с шестью нулями. Соблазн высок, и не все с ним справляются. В Алтайском управлении Госнаркоконтроля создано специальное подразделение, которое занимается вопросами собственной безопасности.
- Мы безжалостно расстаемся с преступившими закон сотрудниками, - уверяет Андрей Воронин. - Но поневоле задумаешься, почему в наших рядах происходит предательство. Средства для стимулирования работы и реабилитации молодых сотрудников наркополиции не выделяются - в свои двадцать с небольшим наркополицейские получают массу негативных эмоций.
В Алтайском крае действует комплексная программа по борьбе с наркотиками, за счет которой наркополиции было выделено три миллиона рублей. Деньги пошли на обновление автопарка, орг- и спецтехники. В этом году указом президента создан Государственный антинаркотический комитет, который позволит максимально стабилизировать ситуацию по наркопреступности. В нашем регионе во главе его будет глава края, а его заместителем станет начальник управления ФСКН РФ по Алтайскому краю. Комитет получит достаточно широкие полномочия.
Кстати
Хороший уровень материально-технического обеспечения позволяет алтайским наркополицейским оперативно проводить экспертизы задержанного зелья и его хозяина. Наше управление едва ли не первым в России стало проводить фандоскопическую (голосовую) экспертизу. В результате лишь единицы уголовных дел возвращаются на доследование в ФСКН.