21.11.2007 03:00
Экономика

На финской границе очереди на провоз товаров в Россию сохранятся до Нового года

Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4523)
Читать на сайте RG.RU

Перед новогодними праздниками российско-финская граница не закупорится, но пробки останутся. Чудес не бывает. Так прокомментировал "РГ" ситуацию на автомобильных пунктах пропуска на северо-западе страны руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов.

Глава ФТС и его коллеги из Латвии, Литвы и Белоруссии, представители Минтранса России обсуждали в Торгово-промышленной палате пути решения назревшей проблемы.

Напомним, что сейчас через западные таможенные границы в Россию ввозится 35 процентов всех импортных товаров, сгружаемых на автомобильный транспорт. С каждым годом эти товарные потоки растут. Но владельцы грузов упорно не желают перестраиваться на другие более свободные пути, в частности, через белорусскую и украинскую границы. При этом они обвиняют во всем таможенников. Вчера глава ФТС Андрей Бельянинов подчеркнул, что доля "вины" таможни в пробках на северо-западных границах составляет всего 5 процентов. По его словам, основной "источник зла" - нерасторопность фитосанитарных и ветеринарных служб, транспортных инспекций, пограничников, в целом пяти вспомогательных служб, которые не могут обеспечить бесперебойный процесс. "Для таможни сегодня официально установлен контрольный стандарт оформления товаров - 21 минута, для остальных служб таких нормативов нет", - сказал Бельянинов. Поэтому тот же ветеринарный контроль может занимать более трех часов. Но спрос идет почему-то с таможенников. О том, что с 1 июля 2007 года на границе должно было заработать "одно окно", а из проверяющих остаться только пограничники и таможенники, главу ФТС даже никто не спрашивал. Решение правительства так и не выполнено, то есть все контролирующие ведомства как "сидели" на границе, так и остались. Бельянинов предложил перераспределить "въезд" товаров с финской и прибалтийских границ на более свободные белорусскую и украинскую.

На что заместитель министра транспорта Евгений Москвичев, ведомство которого курирует работу транспортных инспекций на границе, посоветовал таможенникам перераспределять свои силы, особенно перед Новым годом, с пустующих пунктов пропуска на "горячее" финское направление. И оформлять не 700-800 автомобилей в день, как сейчас, а более тысячи. На это Андрей Бельянинов еще раз заметил, что таможенными кадрами северо-западные автомобильные пункты пропуска как раз обеспечены "под завязку". Тормозят же как раз контролирующие службы типа транспортных инспекций. И тема явно зашла в тупик.

Между тем услуги по таможенному оформлению грузов, в частности на белорусском направлении, на конференции активно рекламировал председатель Государственного таможенного комитета Белоруссии Александр Шпилевский. Однако главные потребители их услуг - члены Ассоциации международных автомобильных перевозчиков от заманчивых предложений уклонялись, несмотря на то что за каждый день простоя одного автомобиля водители теряют около 500 евро. А время простоя в режимную таможенную зону России с территории Финляндии и Латвии составляет в среднем от 20 до 40 часов. "Белорусско-украинское направление невыгодно импортерам и приведет к удорожанию продукции", - сообщил на конференции первый вице-президент ассоциации Алексей Васильков. Логику здесь понять было сложно.

Журналисты предположили, что главный мотив необъяснимой привязанности импортеров к российско-финским пунктам пропуска, возможно, кроется в том, что эти места "уже хорошо отработаны". И спросили Бельянинова: "Не анализировали таможенники ситуацию с точки зрения коррупционной составляющей?" На что глава ФТС заметил: "Анализировали". И не исключил, что настоящий мотив кроется в провозе серого импорта и контрабанды. Бельянинов откровенно заметил, что если на этом направлении завтра ввести 100-процентный таможенный досмотр, то наверняка перевозчики сразу же переместятся на другие таможенные пункты пропуска. По его словам, количество выявляемых таможенных правонарушений в последнее время на северо-западном направлении увеличилось в разы.

Отвечая на вопрос корреспондента "РГ", будет ли в ближайшее время ФТС привлекать административный ресурс к перераспределению и ограничению транспортных товарных потоков с северо-западной границы на Восток, Бельянинов сказал, что такой ресурс - "неупотребим". Бизнес должен сам выбирать направление.

ВЭД ФТС