21.11.2007 01:00
Культура

В Большом зале Московской консерватории выступил "Вивальди-оркестр"

Текст:  Виктор Хреков
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4523)
Читать на сайте RG.RU
Начнем с конца, с финала, "Прощания славянки". Именно этим легендарным маршем, с которым в нашей общенародной памяти связаны радость побед и горечь поражений великой державы в битвах минувшего, завершил в Большом зале Московской консерватории свою необычную, можно даже сказать, экспериментальную, в чем-то новаторскую программу Российский государственный академический камерный "Вивальди-оркестр" под руководством народной артистки России Светланы Безродной. Зал стоя скандировал в такт знакомой мелодии, на глазах у многих были слезы.

Говорим сразу о финале потому, что именно в этой некогда знакомой с детства каждому легендарной мелодии (так ли ныне? Увы!..) фокусировалось настроение, царившее в зале в тот вечер. В настроении этом были, в частности, и ноты, созвучные названию другого марша, исполнявшегося в конце первого отделения концерта - "Тоска по Родине". Да, вместе с чувством гордости за историю великой страны сквозила и тоска по едва не утраченному, но ныне, слава богу, обретаемому вновь. К нам возвращается наша национальная память, где вновь живы великие деяния отцов, дедов, прадедов. Мы обретаем веру в будущее и в самих себя.

И именно в этом, конечно же, первое и главное предназначение художника - сцементировать общенародное миросознание, укрепить духовные силы народа. У музыки здесь особая роль - она действует как на сознательном, так и на подсознательном уровне, активно способствуя высвобождению инстинктов созидания (если, разумеется, именно на это направлена воля творца). Воля Светланы Безродной явно нацелена именно на это.

Думается, сим обстоятельством обусловлена тема концерта - старинные русские марши и вальсы. В версии Безродной, в переложении для струнного оркестра, рояля и ударных, эта столь знакомая всем и знаковая для всех нас музыка, звучавшая из века в век исконно на духовых, обрела новое звучание. Стала более камерной, исповедальной, как бы обращенной не столько к залу, сколько к сердцу всякого и каждого, у кого сохранилось ощущение себя частью великой страны с великой, героической и трагической судьбой.

Марши то и дело уступали место вальсам. В "Герое", "Егерском" и в маршах Печерского и Преображенского полков слышны были отзвуки былых сражений. Был слышен здесь и плеск волн - "Амурских" и "Дунайских", шелест листвы "Березки", пряный запах "Орхидеи". Здесь, наконец, мы вновь оплакивали русских солдат, павших век назад в сражениях на "Сопках Маньчжурии".

"Вивальди-оркестр" под управлением своего создателя и бессменного руководителя Светланы Безродной смог выполнить задачу идейную, прежде всего благодаря высокому качеству исполнения хрестоматийно знакомой всем музыки. Необходимо отметить виртуозное мастерство и лидера, и всего коллектива, удивительную ансамблевую слаженность, интересные творческие находки Безродной, выразившиеся в необычных нюансировках, неожиданных темповых сдвигах, порой парадоксальных, противоречащих общепринятым канонам трактовках поистине культовых, не побоимся здесь этого, быть может, не вполне уместного слова "шлягеров", ставших неотъемлемой частью как нашей баталистской, так и парковой музыкальной культуры.

Человек жив на земле, пока память о нем жива. Народ жив, пока жива его общенародная память. Общенациональная память, застывшая в бессмертных шедеврах - старинных русских маршах и вальсах, зачастую, увы, безвестных авторов, будет жива до тех пор, пока духовые, или, как в нашем случае, струнные, смогут собирать нас вместе в единое духовное сообщество, даже если оно разделено временем и пространством.

Музыка