В честь этого проекта выпущена и книга с таким же названием "Х. Восьмидесятники. Русское искусство. Обитаемые острова. Коллекция лучших произведений". "Х" в названии означает "десять". Именно столько художников приняли участие в проекте.
Работы российских восьмидесятников вначале экспонировались в Москве, в Государственной Третьяковской галерее. Куратор этой выставки Людмила Марц, предваряя открытие экспозиции в Лондоне, отметила, что считает очень важным, что идея такого показа исходила от самих художников. Когда они пришли с ней в Третьяковскую галерею, то она вначале изумилась:
- Организовать проект было крайне сложно. Мне говорили: такого искусства нет. Да, так случилось, что в 80-е началась перестройка и целому поколению не пришлось заявить о себе как о явлении. И до сих пор такого термина, как восьмидесятники, не существовало. А между тем настала пора переосмыслить историю искусства нашей страны второй половины ХХ века.
На Западе такому переосмыслению только рады.
- На протяжении более трех десятилетий русское современное искусство являлось тайной за семью печатями для тех, кто жил на Западе. Аукционный дом Sotheby's стал первым, кто провел торги русского современного искусства в Москве в 1988 году. - Поскольку времена изменились и границы почти стерлись, мы, жители Запада, получили шанс увидеть небывалый расцвет русского искусства на международной арене, - заявил лорд Марк Патимор, глава европейского отдела Sotheby's. - Для меня большая честь видеть столь талантливых художников среди восьмидесятников.
Развивая эту мысль, Анна Намит, автор проекта "Обитаемые острова", добавила:
- В ближайшие годы я планирую презентацию русских художников-восьмидесятников в музеях Санкт-Петербурга, Лондона, Нью-Йорка и Токио.
Однако главными героями были сами художники и их работы.
Участники выставки - живописцы Наталья Глебова, Николай Ватагин, Екатерина Корнилова, Дмитрий Крымов, Иван Лубенников, Лев Табенкин и скульпторы Михаил Дронов, Валерий Епихин, Виктор Корнеев, Елена Суровцева, к сожалению, в Лондон приехали не все.
Наталья Глебова сказала корреспонденту "РГ", что считает очень значительным то, что все они - ровесники - шли по жизни рядом друг с другом, и именно дружба и любовь помогли многим их них состояться и создавать колоритные произведения.
- Чем обусловлен такой интерес на Западе к русскому искусству? - спросила корреспондент "РГ" у художника Льва Табенкина.
- Думаю, что Россия - это для Запада в каком-то смысле заповедник, где сохранились принципы и традиции. В нашей стране не было коммерции по поводу искусства, у нас занимались им для души. Художники нашего поколения не были заангажированы рынком. Считалось, что те, кто занимается продажей картин, разрушают саму идею. Что художник не может быть богатым. С одной стороны - это очень плохо. А с другой - именно в заповеднике могут сохраниться какие-то качества, которые больше нигде бы не выжили.