Команда московского мэра известна своей стабильностью. С одной стороны, это, конечно, хорошо, потому как действия всех, из кого она состоит, достаточно предсказуемы, а с другой стороны - плохо, ибо чрезвычайно редко появляются новые люди. Тем интереснее каждый свежий человек. Среди тех, кто влился в столичное правительство после июльских выборов мэра, - префект Северного административного округа Юрий Хардиков. Спустя 100 дней пребывания в должности новый префект побывал в "РГ" на традиционном "Деловом завтраке" и поделился своими планами.
Я приехал навсегда
Российская газета : Юрий Анатольевич! Вы в Москве свежий человек. Расскажите, пожалуйста, о себе.
Юрий Хардиков : Северный Кавказ, где я возглавлял "Кубаньэнерго", был лишь последним местом моей работы, родом же я сибиряк. В этом году исполнилось 100 лет, как моя семья ушла по Столыпинской реформе в Сибирь. Об этом я узнал от бабушки и лишь потом нашел деревню Хардиково в Курской губернии, откуда мои корни. Поставил Столыпину памятник в Томской области. В Сибири работал в системе РАО "ЕЭС России" в должности первого заместителя генерального директора "Сибирьэнерго", где курировал энергетику 14 субъектов РФ, расположенных на протяжении четырех тысяч километров от Омска до Читы.
РГ : Почувствовали себя уже москвичом?
Хардиков : Настоящих, коренных москвичей - тех, кто проживает здесь с 1903 года, как успел объяснить мне депутат Мосгордумы Михаил Иванович Москвин-Тарханов, в столице всего 3 процента. Еще 30 процентов живут с 1945 года. Ну а я, значит, представитель остальных 67 процентов жителей...
Найди работу ближе к дому
РГ : Ну, и как вам Москва?
Хардиков : Восхищает прежде всего уважительное, по-настоящему заботливое отношение к ветеранам. Множество программ, адресованных всем москвичам: создание сети магазинов шаговой доступности, поддержка малого бизнеса, оптового звена торговли... Но и проблем хватает. Одни пробки чего стоят!
РГ : Городские власти пытаются принимать меры. Например, реконструируется Ленинградский проспект.
Хардиков : Толку не будет, если вдоль этой трассы начнут открывать такое количество рабочих мест, как недавно предлагалось на совещании по Второму московскому часовому заводу. Там в ходе реконструкции намечали открыть офисно-деловой центр, при котором предусматривалась парковка на целых 200 тысяч квадратных метров! Пусти одни эти автомобили в центр города, и все усилия на Ленинградке будут сведены к нулю. К счастью, мэр это прекрасно понимает и потому потребовал сохранить на заводе точное машиностроение, не требующее большого количества работников.
РГ : И все-таки потеря времени на дорогу, видимо, неизбежна для жителей любого мегаполиса...
Хардиков : Совсем не обязательно! Я убедился в этом, побывав недавно на Ходынке. Там, по сути, построен целый маленький город. Хочешь пойти в Ледовый дворец, на хоккейный матч набраться адреналина? Рукой подать. Фитнес-клуб тоже в так называемой шаговой доступности. Я заглянул, там как раз тренировался знаменитый летчик В.Г. Пугачев, который посадил свой Су-27 на палубу крейсера. Так и должно быть.
На днях я собрал ректоров вузов и обратился к ним с предложением. Суть проста. Вокруг каждого института или университета имеется немало маленьких предприятий, родившихся на базе хоздоговорных групп, традиционно занимавшихся полезными и востребованными жизнью научными разработками. Вот и надо эти предприятия развивать вместо больших заводов, давно свернувших производство. Тогда у жителей округа не будет надобности стоять в автомобильных заторах.
Второй вариант решения проблемы состоит в том, чтобы свободные кусочки земли в округе отдавать под застройку не инвесторам, которые больше денег посулят, а застраивать для своих жителей.
Спорт, спорт, спорт
РГ : Чего, по-вашему, еще не хватает в Северном округе?
Хардиков : Спорта! Да, есть у нас "Динамо", ЦСКА, ЦСКА ВМФ, "Крылья Советов" - самые крупные стадионы в Москве, лучшая в Европе, не имеющая аналогов в России волейбольная школа, свыше 20 школ олимпийского резерва и множество других объектов. А вот объектов для массового занятия спортом не хватает. Побывал я, например, в подмосковном Дмитрове и невольно позавидовал: 65 тысяч населения всего и 5 (!) ледовых дворцов! А у нас на 1 миллион 200 тысяч жителей - всего 3 дворца. Недаром глава администрации там гордится: "У меня нет детской преступности. Допризывники - на 100 процентов здоровые, хотя еще восемь лет назад здоровых было только 20 процентов". И я верю ему. Сам в детстве был не слишком крепким, а начал заниматься спортом - и все выправилось. Но для этого пришлось не один год походить на тренировки с хоккейной формой в торбе за плечами, как говорила бабушка. Мороз до -35 градусов, а по 5-6 километров до нашего открытого "Ледового дворца" все равно идешь пешочком каждый день.
РГ : И сейчас спортом занимаетесь?
Хардиков : Конечно. Два дня в неделю играю в футбол в команде московского правительства. Когда начал заниматься проблемами Тимирязевского парка, объехал его целиком на велосипеде. Обожаю конный спорт, привык к лошадям у себя на заимке в Сибири. Сейчас отрабатываем с Виктором Тихоновым вопрос создания хоккейного интерната, чтобы собрать талантливых детей со всей столицы. А для своих, окружных ребят уговариваю Вячеслава Фетисова построить в самое ближайшее время в школах современные ледовые катки.
Волшебник хрустального города
РГ : Еще есть мечты, Юрий Анатольевич?
Хардиков : Поделюсь одной. Родилась она во время посещения Федоровского медицинского центра. Более 30 тысяч сложнейших операций делают там в год, 6 тысяч из них - детям Северного округа. Подумал: а что, если переодеть докторов в халаты волшебников? Ребенок ведь с детства боится врача в белом халате. Потом начал дальше развивать идею. Почему бы не создать в Федоровском парке, где стоит памятник замечательному врачу и ученому Святославу Федорову, действительно сказку, которая так и будет называться: Волшебник хрустального города. Я уж поговорил об этом и с писателями, и с архитекторами, чтобы здесь сделать наш маленький Голливуд или "Диснейленд", где удивительную технологию, изобретенную удивительным человеком, можно воплотить в сказочных фигурах.
Мне кажется, очень важно, чтобы люди с детства представляли, что происходит рядом с их домом. Взять обычный на первый взгляд московский роддом N 17. Работает в нем скромный реаниматолог, о котором мало кто знает, Валерий Алиевич Отаров. Он владеет технологией, помогающей выживать детям, родившимся весом 450 граммов. Еще недавно таких новорожденных даже не регистрировали, они считались нежизнеспособными. А он помогает вырастить этих крошек в полноценных людей. Так давайте о нем расскажем по телевизору, а не про очередного маньяка! И мы это уже делаем. Правда, не по центральному ТВ, а в программах кабельного телевидения округа.
Хватит на все
РГ : Интересные планы. Но на реализацию любого из них требуются деньги. Вы всего-навсего префект, а распорядителем бюджета являются мэр, министр финансов, гордума... Не боитесь, что пока пробьете средства, мечты зачахнут?
Хардиков : У нас не три рубля в кармане, которые дают и говорят: на тебе и ни в чем себе не отказывай. Судите сами. Только на образование в округе на 2008 год заложено 9 миллиардов рублей, 8 - на жилищно-коммунальное хозяйство, 2 - на здравоохранение, еще почти 2 миллиарда - на социальную политику... Если эффективно тратить эти деньги, хватит на все - и на центр Фетисова, и сказочный город Федорова. Тем более что мне, префекту, дано право решать, что в данный момент для жителей округа актуальнее всего, а что может подождать. Поэтому первое, что я сказал всем руководителям структур в округе: дайте свои, так сказать, "прожекты". Сделать их явью в наших силах! Моя же задача - поддерживать полезные инициативы и сопротивляться всему плохому, что происходит в округе.
Кто в ответе за ямки-кочки
РГ : И такое нашли уже за прошедшие три месяца?
Хардиков : Нашел. И понял, что сопротивляться надо в первую очередь безобразному состоянию строек.
РГ : Как, Юрий Анатольевич? У нас строители даже колеса у машин моют, чтобы не растаскивать грязь по городу.
Хардиков : Это в центре города, там все причесано, завешано баннерами. А у нас на севере можно подъехать к любой стройке и увидеть, как жители соседних домов спотыкаются о грязь, ищут, как обойти лужи вокруг забора...
РГ : И как же можно сопротивляться этому?
Хардиков : Путей много. У застройщиков ведь много вопросов к префектуре. Вчера, например, побывали два инвестора - со своими рабочими проблемами. Я готов их решить, но лишь после того, как они наведут порядок на своих объектах. Есть еще и глава управы района, где расположен объект. Я у одного спрашиваю: как же вы миритесь с этим пять лет? "Так это же стройка", - отвечает. Дальше так не пойдет. Либо мы наведем порядок со всеми "ямками-кочками", либо тем, кто не хочет этим заниматься, придется писать заявление об увольнении.
Вахту сдал - вахту принял
РГ : Кадры будете обновлять?
Хардиков : Кое-кто вахту уже сдал. Я стараюсь всегда подбирать в свою команду тех, кто способен двигаться со мной на одной скорости. Если постоянно человека подтягивать за собой, его это и обижает, и унижает, а потом напрягает. Так можно и до инфаркта довести. Как говорил один мой знакомый иностранец, каждый должен найти свою "паркету".
РГ : Единомышленников из Сибири выпишете?
Хардиков : Нет. Буду формировать правительство дублеров. Попросил ректоров вузов прислать по 3-5 лучших студентов. 26 умножить на 5 - 130. Каждый получит удостоверение советника префекта. Вот сколько сразу свежих сил вольется в администрацию округа! Я убежден в том, что надо давать возможность двигаться молодым. Это сила амбициозная и образованная.
РГ : Юрий Анатольевич! Кое-где в Москве снова сносят ракушки, взамен них строят так называемые арбузные секции. Те же железяки, только раскрашенные в полосочку, но стоят они уже не по 20 долларов, как прежние гаражи, а по 41 тысяче рублей. Ни документов владельцу не дают на это сооружение, ни разрешения. Значит, придет новый глава управы и снова снесут?
Хардиков : Я собрал группу из профессоров и студентов МАДИ и попросил разработать так называемый проект "Стоянка 21 века", в состав которого входит не только гараж, но и шиномонтаж, и мойка. Разместим такие стоянки под эстакадами. Предназначены они будут только для жителей округа. Поставил человек машину, сел на маршрутку, которую специально пустим по микрорайону, и доехал до дома.
Мужчина должен стараться
РГ : Юрий Анатольевич! У вас дети есть?
Хардиков : Пятеро. Четыре сына и дочка.
РГ : О! Так вы многодетный отец! Что-нибудь планируете сделать для поддержки многодетных семей?
Хардиков : В Москве есть такая программа. И льгот в ней предусмотрено немало. Хотя, честно говоря, по жизни я сторонник того, что отвечать за свою семью должен мужчина. Он обязан стараться, чтобы она была обеспечена всем необходимым. По крайней мере сам я всегда так и делаю.
Юрий Хардиков:
- Так сложилось, что за последние семь лет работы я с семьей переезжал шесть раз. И при этом каждый раз помнил: ничего нет более постоянного, чем временное. А потому, оказываясь на новом месте, всякий раз говорил себе: я приехал сюда навсегда. Сразу начинал строить дом, сажать деревья и так далее.
Юрий Анатольевич Хардиков родился в 1958 году. Окончил Томский политехнический институт. Служил в органах МВД СССР. Работал зам. генерального директора Консорциума "Деловой мир по Сибири и Дальнему Востоку", председателем комитета по социально-экономическому развитию администрации Томской области. С 1999 по 2006 год - в системе РАО "ЕЭС России".
Почетный энергетик РФ, заслуженный работник ОАО "РАО ЕЭС России", кандидат экономических наук.
Назначен префектом Северного административного округа летом текущего года.
Северный административный округ столицы образован в июне 1991 года. Он начинается от Белорусского вокзала и тянется до МКАД. Западная граница округа проходит по акватории Химкинского водохранилища и линии Окружной железной дороги, восточная - по линии железной дороги Савеловского направления.
В состав округа входят 16 районов, где проживают 1 миллион 200 тысяч человек.
В округе расположены 23 вуза, а также много крупных промышленных предприятий, из которых наиболее известны ткацкая фабрика им. П. Алексеева, кондитерская "Большевик", косметическое объединение "Свобода" и др.