В обсуждении главного финансового документа города на 2008 год приняли участие сто хабаровчан, лишь пять из которых не были сотрудниками мэрии. Именно они и стали активными участниками процесса.
Некоторые, впрочем, вышли к микрофону только для того, чтобы пожаловаться на свои конкретные жилищно-коммунальные проблемы. Критические же замечания и по проекту бюджета, и по организации его публичного обсуждения высказали представители общественности.
- Не установлены ни сроки, когда именно проводятся эти слушания, хотя публичное обсуждение бюджета у нас идет уже в третий раз. Нет и перечня документов, которые должны перед ними представлять гражданам, - говорит директор Дальневосточного научного центра местного самоуправления Нина Поличка. - Я требовала, чтобы к слушаниям по проекту бюджета был представлен весь пакет документов, который получат депутаты. Но мне сказали, что этого сделать нельзя, поскольку он пока еще не представлен в гордуму. Возразить нечего, так как в нормативно-правовых актах ничего не прописано. В положении о публичных слушаниях указано лишь то, что их инициирует мэр. Народ опять не знал, что публичное обсуждение состоится.
В материалах, которые перед нынешними слушаниями были опубликованы в городской газете, не была представлена таблица доходов городской казны. Это, по словам Поличка, не позволяет сделать полный и комплексный анализ проекта хабаровского бюджета. А ведь для обсуждения важно не только то, как тратятся бюджетные деньги, но и откуда они берутся. Кроме того, без документа о бюджетной политике города судить о целесообразности расходования средств только по цифрам в статьях доходов и расходов затруднительно.
Впрочем, о том, как будут складываться доходы и расходы казны города, можно было узнать непосредственно на слушаниях. В получасовом выступлении глава финансового департамента администрации Хабаровска Валерий Соколов сообщил, что в 2008 году общий прогнозируемый доход городской казны составит 9244,5 миллиона рублей. На расход запланированы 9775,3 миллиона, значит, прогнозируемый дефицит бюджета составит 530,8 миллиона рублей, или 9,7 процента. Докладчик также огласил объемы финансирования основных статей бюджета. В их структуре планируется заметное изменение. Собственные доходы Хабаровска уменьшатся почти на 14 процентов. Зато почти в полтора раза увеличатся доходы в виде безвозмездных поступлений из других бюджетов.
Расходная часть городского бюджета, хотя и осталась практически прежней по своей структуре, стала более социально ориентированной, чем в прошлом году. На строку "Социальная политика" в 2008 году пойдет в пять раз больше средств, чем в нынешнем. Появляется и новый вид расходов - "Охрана окружающей среды". Затраты на благоустройство составят 846 миллионов рублей.
Некоторые статьи расходов планируется сократить, к примеру, расходы на образование сокращаются на 21,3 процента, на здравоохранение, физическую культуру и спорт - на треть. Таким образом, медики и спортсмены получат свыше полутора миллиарда рублей.
Изменятся и ведомственные расходы города, например, на содержание мэрии и ее структур. Из проекта бюджета исчезли строки "Городской совет ветеранов войны и труда", "Городское отделение Всероссийского общества инвалидов", "Городская организация воинов-интернационалистов "Память". При этом планируется увеличить финансирование департамента архитектуры, строительства и землепользования почти в три раза, управления транспорта администрации города - в два раза, департамента муниципальной собственности - в полтора раза.
Однако горожане считают, что приоритеты должны быть расставлены иначе. Так, на ветхое жилье в следующем году будет отпущено 170 миллионов рублей, а на детские сады всего 25 миллионов. Это лишь незначительно покрывает потребности хабаровчан.
- На всю молодежную политику, включая оздоровление детей, запланировано только 27 миллионов, а на благоустройство кладбища - 30 миллионов, - говорит Нина Поличка. - Причем, мы так и не знаем, какие программы у нас прописаны в рамках стратегического плана развития города. Администрация города уверяет, что в Хабаровске работает множество социальных программ, но на мой взгляд, в бюджете их почему-то нет. Поэтому нам не понятно, будут ли они финансироваться. И если будут, то когда.
Кстати, на общественных слушаниях в других регионах обязательно присутствуют местные депутаты, чтобы узнать мнение о главном финансовом документе. Однако на хабаровском народном обсуждении не было ни одного законотворца. Отсутствовали даже представители бюджетного комитета гордумы.