Новые городские правила по регулированию пассажирских перевозок вызвали бурю недовольства со стороны владельцев маршруток.
Во вторник после официального опубликования вступили в силу Правила организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения в границах городского округа Волгограда. Документ призван внести ясность в вопросы, связанные с регулированием деятельности в первую очередь маршруток. Однако после того, как региональный нормативный акт вышел в свет, перевозчики сразу же сделали вывод, что часть положений Правил противоречат федеральному законодательству. А именно ФЗ № 259 "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
По словам председателя НП "Ассоциация пассажирских автотранспортников Волгограда" Юрия Белоусова, эта законодательная инициатива нацелена на очередной передел рынка маршруток.
- Дело в том, что в документе Волгоградская городская дума - народные избранники, берет на себя полномочия органа исполнительной власти - муниципалитета, - рассказывает Юрий Белоусов. - В частности, гордума наделена правом утверждать маршрутную сеть и состав межведомственной транспортной комиссии, которая, в свою очередь, имеет возможность открывать и закрывать маршруты. Это создает ряд дополнительных условий для входа и пребывания на рынке предпринимателей и ограничивает конкуренцию в пользу определенных коммерческих структур.
В Ассоциации пояснили, многие из положений Правил написаны таким образом, что трактовать их можно как угодно. Например, согласно п. 2.11 "д", поводом к закрытию маршрута может стать "самовольное изменение перевозчиком количества транспортных средств". По словам директора одной из компаний¬перевозчиков Ольги Бужак, если в течение какого¬то времени на линию по техническим причинам машины выйти не смогут, это уже является поводом к закрытию.
- Вместе с тем маршрут можно закрыть и по мотивированному ходатайству глав районов или гордумы. А что в этом случае является мотивированным ходатайством и на каком основании указанные лица решают подобные вопросы? - продолжает Ольга Бужак.
Как добавили в Ассоциации, право на обслуживание вновь открываемых маршрутов и измененных существующих выставляется на конкурс.
- То есть предприниматель, просчитав, исходя из рыночных условий, новый маршрут, который будет приносить прибыль, а это, по сути, его интеллектуальная собственность, и пытаясь получить на него право, попадает на конкурс, - поясняет Юрий Белоусов. Правила по организации пассажирских перевозок предприниматели просили мэрию установить давно, чтобы навести порядок на рынке, отмечает он, однако сейчас этот документ еще больше накалит атмосферу, а не нормализует обстановку.
Сейчас в Волгограде работают порядка 30 перевозчиков на более 200 маршрутах. Резервов для открытия новых направлений практически не осталось, считают эксперты, поэтому в дальнейшем рынок будет следовать за перераспределением пассажиропотока, а маршрутную сеть необходимо оптимизировать. В городе зарегистрировано более 150 тысяч транспортных средств. Из них свыше 2,5 тысячи - маршрутки. В Ассоциации пассажирских автотранспортников полагают, что значимость этого вида транспорта сознательно занижается, поскольку маршрутки занимают порядка 70 процентов от общего объема пассажирских перевозок.
- Чтобы "выдавить" некоторых участников с рынка, необходимо предложить чтото взамен, иначе город просто встанет, - отметил Юрий Белоусов. - Это непосредственно коснется каждого жителя Волгограда.
Как пояснила корреспонденту "РГ" замруководителя регионального управления федеральной антимонопольной службы Валентина Бурба, "органы местного самоуправления не уполномочены регулировать отношения, связанные с оказанием услуг маршрутным транспортом, и выпускать соответствующие постановления, а тем более их применять. Эти отношения регулируются федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".