В России определился продуктовый ряд гражданских самолетов на ближайшие двадцать лет. И выпуск новых машин набирает обороты.
Еще в начале прошлого года судьба очень хорошего по своей конструкции пассажирского Ту-334 была туманна. А буквально на днях принято решение о строительстве первых четырех машин этой марки для президентского авиаотряда. Полным ходом идут работы по подготовке к летным испытаниям и одновременно к серийному производству регионального "СухойСуперДжет-100". По своим летным характеристикам и технологической оснащенности ничего подобного не было не только у нас, но и в ведущих авиастроительных фирмах мира. С этим самолетом связывают надежды на замену основной "рабочей лошадки" российского неба - Ту-154 и выход на зарубежные рынки.
На дальние расстояния пассажиров будут перевозить существенно модернизированные Ту-204СМ, Ту-214 и Ил-96-400, а на близкие - Ил-114. Настоящим прорывом может стать создание магистрального самолета ХХI века МС-21, в котором будут воплощены самые передовые технологии современного авиастроения.
Начинает обновляться и парк боевой авиации. Создается не просто истребитель пятого поколения, а новый перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. Готовятся к выпуску истребители Су-35 и МиГ-35, модернизируется самый мощный в мире стратегический ракетоносец Ту-160. Военно-транспортная авиация получит новейшие "грузовики" Ил-476, Ил-112 и российско-индийский МТА.
Все эти перспективные начинания прямо связаны с деятельностью Объединенной авиастроительной корпорации, которая была официально зарегистрирована год назад. Ее президентом стал известный в авиапроме топ-менеджер Алексей Федоров, а совет директоров возглавил первый вице-премьер Сергей Иванов.
Надо сказать, что подготовка к созданию корпорации была непростой. Многие не верили в успех коренной перестройки столь сложной, капиталоемкой и высокотехнологичной отрасли, какой является отечественное авиастроение.
Конечно, далеко не все удалось решить за прошедший год, но то, что уже сделано, свидетельствует: тактика и стратегия, выбранные руководством ОАК, верны. Совсем недавно авиапром представлял из себя разрозненную сеть почти независимых друг от друга производств, хотя по отдельности они существовать никак не могли. Ныне же доминирующим стал мушкетерский принцип: один за всех и все за одного. Как следствие, практически все руководители ведущих предприятий авиапрома на деле ощутили выгодность корпоративной работы.
Как сказал корреспонденту "РГ" гендиректор "Авиастара-СП" Виктор Михайлов, основные предприятия отрасли, ранее конкурировавшие между собой, увидели свои перспективы развития именно в рамках ОАК. Он также подчеркнул, что успех обеспечивает разумный, поддерживаемый государством курс на использование сильных сторон каждой из объединяющихся компаний.
Важно и то, что удалось гармонично соединить чисто государственные интересы и интересы частного бизнеса. Президент корпорации "Иркут" Олег Демченко отмечает позитивный эффект от сложения усилий государства, состоявшегося отраслевого бизнеса и профессионального менеджмента.
От создания корпорации выиграли и субъекты Федерации. Вот что говорит по этому поводу первый заместитель председателя правительства Республики Татарстан Борис Павлов: перед Казанским авиационным производственным объединением, а значит, перед всей Республикой Татарстан стоят сложные задачи, связанные с производством Ту-214, освоением серийного выпуска Ту-334, с поддержанием боеспособности отечественных ВВС. И мы видим реальную помощь руководства ОАК в решении этих проблем.
В своем интервью "Российской газете" президент объединенной корпорации Алексей Федоров сказал:
- За короткий срок нам удалось приступить к реализации проектов, которые раньше вязли в бюрократических процедурах и внутренней конкурентной борьбе. Например, возрождается серийное производство модернизированных Ил-76 в широкой международной кооперации. Создается новая индустриальная модель отрасли, в соответствие с которой вместо плохо загруженных предприятий с полным производственным циклом появится взаимодополняющий комплекс интенсивно работающих специализированных производственных единиц. Полностью такая модель будет реализована при разработке и производстве нового российского среднемагистрального лайнера МС-21 и военно-транспортного самолета МТА, который Россия создает на паритетных началах с Индией. Заказчикам и в России, и за рубежом нужны наши самолеты, и реальное оживление производства отрасли уже началось.