24.11.2007 04:00
Власть

Россия, Туркмения и Казахстан не договорились о газопроводе

Текст:  Елена Лашкина (Ашхабад)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4527)
Читать на сайте RG.RU
Подписание соглашения о строительстве Прикаспийского газопровода вчера так и не состоялось, как и не разрешилась ситуация с ценами на газ на 2008-й и 2009-2011 годы. Глава "Газпрома" Алексей Миллер, около часа присутствовавший на переговорах главы российского правительства Виктора Зубкова и президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, вышел явно недовольный.

 

Впрочем, эксперты старались не комментировать ситуацию, чтобы не спугнуть партнеров по бизнесу. Но при этом утверждали, что степень готовности документов настолько высока, что уже на следующей неделе три страны - Россия, Туркмения и Казахстан - наконец дадут старт проекту.

Во всяком случае, президент Туркменистана всеми силами вселял оптимизм в своих партнеров.

Вновь "открыв" для себя Туркмению, Москва готова активно осваивать этот рынок

- Мы должны были согласовать технико-экономическое обоснование и начать строительство Прикаспийского газопровода во втором полугодии 2008 года, но мы, наверное, приступим к строительству раньше, - заметил Бердымухамедов.

Напомним, что еще в мае президенты трех стран подписали декларацию о заключении трехстороннего соглашения по строительству прикаспийской трубы. К 1 сентября эксперты должны были подготовить соглашения, предусматривающие разработку технико-экономического обоснования, основных характеристик и сроков осуществления проекта, а также совместные обязательства сторон. Но срок эксперты сорвали, поскольку договориться так и не удалось.

Вопрос о цене, объемах и сроках поставок газа полностью зависел от Туркмении. Теперь - от Казахстана.

И хотя о мощностях прикаспийской трубы говорить еще рано, предполагается, что первая фаза - выход на десять миллиардов кубометров в год - произойдет в интервале 2009-2010 годов. Еще через пять-семь лет при наличии спроса мощность газопровода может вырасти до 30 миллиардов кубометров. В результате же строительства нового газопровода и усовершенствования существующей инфраструктуры общие поставки среднеазиатского газа на границу с Россией могут возрасти до 90 миллиардов кубов.

Несмотря на туркменские убеждения, что запасов газа у Ашхабада хватит на обеспечение потребности прикаспийской трубы, опасения "Газпрома" вряд ли удалось рассеять. Ведь удар по российскому монополисту был нанесен тогда, когда госдепартамент США выделил грант на разработку технико-экономического обоснования Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан и Транскаспийского нефтепровода из Казахстана в Азербайджан. Ведь как минимум это прецедент для возникновения неприятной для "Газпрома" ситуации - проблемы обеспечения поставок газа в Европу из-за дефицита "голубого топлива".

Впрочем, Миллер оптимизма не растерял. На следующей неделе он вновь готов вылететь в Ашхабад для продолжения переговоров.

Опять же нерешенным остался и вопрос о газовых ценах на 2008-й и 2009-2011 годы. Ведь Украина согласилась на повышение цены на газ в 2008 году до 160 долларов. Но для увеличения цены надо менять схему поставок, на что украинцы не согласны. Ведь в сентябре прошлого года Миллер подписал с туркменским правительством долгосрочный контракт на поставки туркменского газа в Россию до 2028 года. В соответствии с соглашением с 1 октября 2006 года по 31 декабря 2009 года "Газпром" закупит 162 миллиарда кубометров газа по фиксированной цене 100 долларов за 1000 кубов (12 миллиардов в 2006-м и по 50 миллиардов ежегодно с 2007-го по 2009 годы).

Так что пересматривать действующие контракты невозможно, и единственный выход, который может устроить российского газового монополиста, - повышение цены туркменского газа. А решение этого вопроса полностью зависит от Ашхабада.

Тем не менее Виктор Зубков свою туркменскую миссию выполнил по полной программе.

- Общий вывод - российско-туркменское сотрудничество выходит на новый подъем, - обменивался он любезностями с туркменским президентом.

В 2006 году товарооборот между двумя странами, по российской оценке, составил 307 миллионов долларов, а за девять месяцев текущего года - 280 миллионов долларов, рост товарооборота превысил 40 процентов. По статистике же туркменской стороны, товарооборот достигает 2 миллиардов долларов.

- У нас по статистике получается больше, - поправил премьера президент.

- Вы с газом, а мы без газа, - заметил Зубков, произнеся явно пророческую фразу.

Но больше о газовой проблеме во всяком случае предпочитали не вспоминать. Обо всем, но только не о газе: о туркменских студентах, которые учатся в России, о бизнесе, дынях, арбузах, но только не о газе.

В общем, газовой утечки вчера так и не случилось.

Услышав о студентах, Зубков пообещал не только увеличить квоту для Ашхабада на обучение в российских вузах, но и открыть в этой стране филиалы МГУ и других институтов. Вновь "открыв" для себя Туркмению, Москва готова активно осваивать этот рынок. Недаром крупнейшие российские компании уже успели опередить иностранцев.

Бердымухамедов как человек восточный не уставал благодарить Россию за все: за то, что наша страна - стратегический партнер, за то, что Владимир Путин - хороший человек, за то, что правительство отзывчивое и бизнес активный.

- Наши отношения с великой Россией будут и дальше укрепляться на благо двух стран, - искренне заверил Бердымухамедов.

А напоследок попросил у Зубкова буквально о личном - площадку на ВВЦ.

- Мы бы арбузы, дыни летом привезли, - пояснил Бердымухамедов. - Что еще надо?

Зубков не стал объяснять, что еще нужен газ, но отказать президенту в такой просьбе не смог.

Внешняя политика Нефть и газ