Жить в городе, разделенном рекой, конечно, красиво, но не всегда удобно. Это в полной мере ощутили на себе калужане, когда единственный в областном центре двухполосный автомобильный мост закрыли на ремонт. За почти полувековую эксплуатацию он здорово поистрепался, и переправа через Оку стала небезопасна. Власти города, наученные горьким опытом, решили не только реконструировать старый, но и параллельно строить новый мост.
Экономисты оценили работы в три с лишним миллиарда рублей. В областном бюджете таких денег не было. К счастью, через Калугу проходит федеральная трасса М-3 "Украина", и финансировать строительство одного моста и реконструкцию второго можно было с участием средств из госбюджета. Новый дорожный объект возвели по современным технологиям и в рекордно короткий срок - за год. Он обошелся налогоплательщикам в полтора миллиарда рублей. Зато по мосту теперь могут ездить не только автомобили, но и троллейбусы. А его стратегический в транспортном смысле статус обеспечивает непрерывность транзитного потока автомобилей из центра России к ее западным границам.
Губернатор области Анатолий Артамонов поделился с первым вице-премьером Сергеем Ивановым масштабными планами обустройства города. Они напрямую связаны с новой переправой через Оку. Ее появление, в частности, позволит активнее заняться строительством домов на правом берегу. В ближайшие годы здесь думают ввести в строй около миллиона квадратных метров жилья, что позволит практически вдвое - до 650 тысяч человек - увеличить население Калуги.
Реконструкцию старого моста завершат в октябре следующего года - такое обещание, по словам Сергея Иванова, ему дали в Федеральном дорожном агентстве. Первый вице-премьер напомнил, что эта организация с 2004 года занимается ликвидацией мостового долгостроя. Три года назад правительство выделило сто миллиардов рублей для завершения работ на 12 капитальных речных переправах. С тех пор введено в строй десять мостов, а еще два - в Ульяновске и Волгограде - откроют к концу 2009 года.
Новая переправа в Калуге - не из списка долгостроя. Автомобильный мост возводили в четко обозначенные сроки и по фиксированной цене. Как заметил министр транспорта РФ Игорь Левитин, "это уже другой подход к строительству".
- Государство уделяет приоритетное внимание развитию транспортной инфраструктуры, - подчеркнул вчера первый вице-премьер Сергей Иванов. - А без строительства мостов, портов и аэропортов россияне не будут чувствовать себя комфортно.
Сейчас в минтрансе разрабатывают федеральную целевую программу развития транспортной инфраструктуры России на 2010-2015 годы. Примерно 40 процентов предусмотренных там объектов - дороги.