26.11.2007 02:00
Культура

Филипп Григорьян представил на фестивале NET необычный перформанс

Филипп Григорьян представил на фестивале NET необычный перформанс
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4527)
Читать на сайте RG.RU
Фестиваль NET, привезя несколько хитов европейских фестивалей, сумел оглянуться в сторону родных пенат и нашел в них один-одинешенек перформанс, достойный определения "новый". Им оказался изысканный проект "Новый Год" одного из самых оригинальных персон современной московский сцены Филиппа Григорьяна.

Филипп Григорьян сочиняет, безусловно, сюрреалистическую, сновидческую среду, которую только на первый взгляд легко распознать и дешифровать. Камера на зоне, комната в квартире, дом умалишенных, в котором живут родственники или сокамерники. Все они поначалу выглядят слепыми, долго ощупывают пространство, в котором им предстоит жить. Из него, точно маски или субстанции дегенеративной материи, возникают персонажи: человек-мемориальная доска (сначала его играл актер МХТ Юрий Чурсин, теперь - сам Григорьян) - воплощенное желание посмертной славы; женщина-милиционер (Ольга Прихудайлова) - воплощенный ужас наказания и зависти; женщина-Снегурка, толстуха с косой, она же - мать, она же - жена и зэчка, вечно неудовлетворенная, реализующая свое "эго" в семейных скандалах и праздниках (Анна Галинова); мальчик-плохиш (Максим Маминов), рисующий граффити на стене, и мальчик-мечтающий-о-бронзовых-пятерках (сияющая "пятерка" так и летает за ним по сцене) (Сергей Мелконян); наконец, слесарь, который отчего-то превращается в летчика-космонавта (Сергей Бурунов).

Нескончаемая череда повторений, обессмыслившихся ритуалов и привычек, в которые, как в тюрьму, заключены его персонажи-маски (работать с движением ему помогал известный хореограф Альберт-Альберт), не дарит никакой надежды на возможность перемен.

Единственный настоящий праздник в этом "доме" переживает, кажется, только елка - высокий тоненький Сергей Епишев, облаченный в изысканный зеленый наряд (костюмы Филиппа Григорьяна). Только ей и дано чувство радостного обновления и чуда, а не заезженного, монотонного, точно скрипящий виниловый диск (дизайн звука Валерий Васюков), ритуала, в котором один надоевший советский знак сменяется другим.

Так или иначе, Филипп Григорьян, уже давно занимающийся опытами в области "растождествления с актерской профессией", попытался растождествить нас самих с нашим собственным житейским и житийным опытом, с опытом монотонности, повторения старого в новом.

Театр