В феврале будущего года в правительство РФ будет представлен проект федеральной программы "Развитие метрополитенов в городах Российской Федерации на 2010- 2015 годы". В поддержку этого документа высказались почти все участники прошедшего в столице Татарстана выездного заседания Совета Росжелдора.
Сегодня в 11 крупных городах России, где строится и развивается метрополитен, трудно найти человека, который бы не понимал преимуществ подземного транспорта. А ведь в этих мегаполисах проживает пятая часть россиян, то есть около 27 миллионов человек.
Вот и глава Росжелдора Игорь Ромашов убежден, что без интенсивного развития и строительства метрополитенов "перегруженность автомобильных городских дорог в столичных и крупных городах России может привести к социальному взрыву, к транспортному коллапсу". По официальным данным, семь действующих метро (в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге и Казани) общей протяженностью 435, 9 километра ежегодно перевозят 4,2 миллиарда пассажиров. Это втрое больше, чем по всей железнодорожной сети страны. В "час пик" подземкой пользуются от 15 до 60 тысяч человек в час. А потому, как показывает практика, при существующих пассажиропотоках в городах с населением свыше 0,8 миллиона человек у метрополитена просто нет альтернативы.
Впрочем, что тут агитировать? Значение метро понятно, иначе кто бы стал затевать строительство. Вопрос в другом - неужели отсутствие новой программы и есть главная помеха для развития отечественного метростроения? Ларчик открывается просто: проект нового документа решает вопрос сбалансированного финансирования. То есть предполагается, что платить за строительство метро центр и регионы должны на паритетных началах - пятьдесят на пятьдесят.
С 1991 по 1995 год, когда правительство РФ оказывало государственную поддержку городам, имеющим метро, до 70 процентов средств покрывалось за счет федерального бюджета, в шести городах было введено в эксплуатацию 50,2 километра линий метрополитена, в том числе в Москве- 27,45 километра. А с 1996-го, когда доля федерального бюджета резко упала и вместо запланированных 113,2 километра линий метрополитена было сдано только 56 километров. По данным Росжелдора, в 2007 году доля федерального бюджета должна была составить 20 процентов, а выделено всего 10,9 процента.
- Существующая форма взаимоотношений федерального и региональных бюджетов неконструктивна и не позволяет решать проблемы развития метрополитенов, - считает премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов. - Решение о строительстве метро мы приняли десять лет назад, когда еще не было такого насыщенного транспортного движения. Сегодня с каждым днем востребованность метро растет. Останавливать строительство нельзя.
По словам Минниханова, для региона, как и для других городов, где есть подземки, крайне важно добиться софинансирования строительства метро, причем на равных условиях.
И, похоже, это не каприз и не попытка выжать дополнительные деньги из федерального центра.
- Во всем мире строительство метро осуществляется за счет средств государства, - говорит руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Игорь Ромашов.- В Италии, Австрии и ФРГ государственная доля составляет соответственно семьдесят, пятьдесят и сорок пять процентов, в США - до семидесяти пяти процентов, а в Бельгии и Нидерландах - сто. Оставшаяся часть потребности капитальных вложений финансируется за счет региональных и муниципальных бюджетов.
Это обстоятельство учитывалось и при создании еще одной, уже трехлетней программы "Развитие метрополитенов в городах Российской Федерации на 2008-2010 годы", которую Росжелдор разработал с участием АНО "Инвестстройметро" и субъектами РФ. Документ вызвал неоднозначную реакцию у участников проходившего в Казани совета. К примеру, начальник отдела департамента Минэкономразвития России Петр Подольский остался доволен, что подход к развитию и строительству метрополитенов стал более комплексным и системным. Это - с одной стороны. А с другой, его явно насторожила позиция регионов, рассчитывающих на господдержку. Подольский напомнил, что с 2003 года обязательства по финансированию метростроения не выполняет не только федеральный бюджет. Доля регионов тоже не дотягивала до 50 процентов. Даже в последние годы, когда экономические показатели резко пошли вверх. Да и сейчас проект программы, по его словам, представлен без письменного подтверждения субъектов РФ о готовности финансировать строительство метро в размере 50 процентов. Ну, и, наконец, главное: Росжелдор несколько не рассчитал по срокам: трехлетняя программа не успела попасть в бюджет. В связи с этим Петр Подольский предложил в 2008 году финансирование строительства метрополитена в российских городах "оставить по факту", а начиная с 2009 года постепенно увеличивать долю федерального бюджета.
В конце концов инициативы Росжелдора присутствующие одобрили. По словам Игоря Ромашова, это ведомство и впредь намерено отстаивать свою позицию. По мнению авторов программы, если вопрос о финансировании строительства метрополитенов в равных долях будет решен, это позволит ввести новые линии в 11 городах, имеющих метро, а также в Волгограде, где по нормам метростроения сооружается подземная часть скоростного трамвая, сдать в эксплуатацию новые метрополитены в Омске, Челябинске и Красноярске. Кроме того, резко бы увеличился годовой темп строительства, в том числе московского метро - до 6 километров в год при среднефактических 2,5 километра.