Представлять МФЦ будет, по задумкам минэкономразвития, единое помещение, в котором граждане смогут получить комплекс взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг, которые им окажут представители различных ведомств. В первую очередь это будут социальные выплаты и другие формы социальной поддержки и социальной защиты, регистрация собственности, операции с недвижимостью, определение гражданско-правового статуса (регистрация по месту пребывания и проживания, выдача удостоверяющих личность документов, услуги ЗАГСа). А также комплексные услуги и функции, связанные с взаимодействием с бизнесом, - это выдача разрешений, лицензирование и так далее. Организовано это будет по принципу "одного окна". И что немаловажно, помещение, в котором будет расположен МФЦ, должно отвечать всем необходимым требованиям комфортности предоставления государственных услуг.
Это пилотные проекты, опыт при создании которых впоследствии будет использоваться другими регионами. Как пояснили нам в минэкономразвития, создание МФЦ - это не какая-то временная компания, в бюджете 2008-2010 годов заложены значительные средства на их формирование. С софинансированием регионов это, в общем, около 2 миллиардов рублей ежегодно. Основная задача, которая поставлена сегодня, это за 2008-2010 годы максимально покрыть территорию страны сетью МФЦ.
В министерстве также отметили, что качество региональных проектов административной реформы, представляемых на конкурс в этом году, значительно повысилось. Если в прошлом году было отобрано 63 проекта, то в этом - уже 100 проектов. Что же касается проектов по созданию МФЦ, то на конкурс представлено их было гораздо больше, но минэкономразвития ввиду ограниченности ресурсов смогло поддержать только 18 из них.
Подводя предварительные итоги создания МФЦ, минэкономразвития сообщило, что, несмотря на скептицизм многих и неверие, что это реально осуществимо, все это возможно. МФЦ созданы, и многие из них успешно работают. Однако минэкономразвития обращает внимание на информационное сопровождение административной реформы. Задача состоит в том, чтобы объяснять все новации гражданам на понятном и доступном языке. Практика создания МФЦ показала, что люди не привыкли пока к той ситуации, что им необходимо только отдать заявление и через какое-то время они получат без беготни по инстанциям необходимый результат. Встречались случаи, когда, сдав в МФЦ оператору заявление и получив ответ о готовности их документов через 15 дней, пожилые люди отходили от окошечка, садились на стульчики в зале, думая, что им надо сейчас куда-то еще идти собирать подписи и справки. Это говорит о том, что наши граждане не привыкли общаться по-новому с административными органами. Поэтому создание МФЦ - это еще один путь ухода от таких стереотипов.