27.11.2007 04:45
Экономика

Приморские судовладельцы издеваются над рыбацкими экипажами

Судовладельцы вынуждают рыбаков заниматься незаконным промыслом, а в критической ситуации бросают на произвол судьбы
Текст:  Александра Самойлова (Приморский край)
Российская газета - Приморский край: №0 (4528)
Читать на сайте RG.RU

В Находке произошел беспрецедентный случай - арестованное за браконьерство судно под "удобным" флагом удалось продать и выплатить зарплату экипажу.

Но этот пример, скорее, можно назвать исключением из правил. За десять месяцев 2007 года на браконьерстве в дальневосточной зоне попались уже 92 судна. Для сравнения - в прошлом году пограничники арестовали 53 "подфлажника". На всех пароходах были русские экипажи… И, как правило, от пойманных на месте преступления рыбаков судовладелец тут же открещивается.

 Бей капитана!

Задержанные за браконьерство рыбаки, как правило, обвиняют во всех своих бедах капитана, и они совершенно правы. Однако бывают случаи, когда командиры, отстаивая перед судовладельцем интересы экипажа, принимают удар на себя. Причем в буквальном смысле слова. Петр Осичанский четырнадцать лет возглавляет Дальневосточную ассоциацию морских капитанов, но с таким вопиющим случаем, который произошел на РТМ "Мыс Елизаветы" компании "Транзит", столкнулся впервые. Судовладелец и его помощник в корейском порту Пусан избили капитана Владимира Франковского за то, что тот отказался подписывать акты на испорченные во время ледового плавания тралы. Повреждение орудий лова в ледовых условиях - обычная рабочая ситуация, но судовладелец решил использовать ее в своих интересах: чтобы не выплачивать людям оговоренную ранее зарплату. Между тем, претензий к экипажу траулера не было - рыбы они добыли на сумму свыше 15 миллионов долларов, из которых около 600 тысяч причиталось экипажу в виде заработной платы. Но когда пришло время рассчитываться, судовладелец решил любыми способами ее уменьшить.

Побои не прошли для капитана бесследно. Когда в госпитале Пусана Франковскому сделали снимки, выяснилось, что у него ушиб головного мозга. После учиненной расправы капитан вынужден был скрываться от судовладельца в российском консульстве, и только при содействии дипломатов ему удалось вернуться во Владивосток.

Под прикрытием "чужого" флага хозяева пароходов легко уходят от ответственности

- Сейчас с помощью опытного адвоката мы пытаемся по факту избиения капитана возбудить уголовное дело, - говорит Петр Иванович, - но не все так просто. Из прокуратуры на наши заявления отвечают отказом, мы их обжалуем, и все начинается сначала. Самое печальное, что судовладельцу удалось так запугать экипаж, что рыбаки, как под копирку, написали объяснительные, в которых утверждают, что капитан сам упал в трюм, в результате чего и получил множественные ушибы. Написали и … все получили зарплату. А капитану его бывшие подчиненные говорят: "Извини, командир, у нас семьи. Их нужно кормить".

Русские идут

Почему же, несмотря на объявленную пиратам войну, количество браконьерских судов под флагами "удобных" государств растет в геометрической прогрессии? По мнению наблюдателей, российских рыбаков легче всего завербовать и отправить на незаконный промысел в Японское, Охотское моря под флаг Белиза, Гондураса, Панамы или Камбоджи. Причин, по которым наши моряки подписывают кабальные контракты, если они вообще что­нибудь подписывают, достаточно - это и безработица, и отсутствие береговой специальности, и незнание английского языка, гарантирующего более престижную работу… Наконец, именно в рыбной отрасли чаще всего требуется неквалифицированный труд.

По словам инспектора Международной федерации транспортников (МФТ), председателя Дальневосточной ассоциации капитанов Петра Осичанского, которому постоянно приходится помогать в решении ситуации с обманутыми рыбаками, по сравнению с моряками они практически бесправны:

- Если на "подфлажных" судах торгового флота экипаж уже давно перешел на контракты, появились и коллективные договоры, одобренные МФТ, зарплата выросла даже в маленьких компаниях и в среднем составляет 900-1200 долларов США, то у рыбаков положение не меняется или становится только хуже.

Куда зарулил "Водитель"?

Выжав из парохода и экипажа все соки, судовладелец, чтобы замести следы, иногда даже прячет пароход. Загадочная история произошла с траулером "Водитель", судовладельца которого установить так и не удалось. Этот пароход известен тем, что экипаж на него набирали через нелицензированную крюинговую компанию. Документов не было ни на судне, ни у членов экипажа - траулер работал только в браконьерском режиме. При этом деньги людям не платили и кормили кое­как. Если кто­то из рыбаков пытался качать права, с ним разбирались "по понятиям", поскольку заправлял всеми делами на судне не капитан, а криминальный авторитет. Когда, наконец, информация о происходящем на "Водителе" дошла до правоохранительных органов, за судном стали охотиться, и вскоре оно исчезло.

- Сегодня "Водитель" либо плавает под другим именем, либо его где­-то спрятали, либо сдали на металлолом, - считает Петр Осичанский.

А вот траулер "Сурия-22" никто и не думал скрывать. Как и десятки других судов­товарищей по несчастью, он стоит и ждет у моря погоды в корейском порту Донхе уже второй год. На борту остались только капитан и матрос. Больше года они не получают зарплату - сумма задолженности на двоих уже превысила 70 тысяч долларов США. Капитан отчаялся получить деньги и, понимая, что арест судна ему лично ничего не даст - все уйдет за долги, тем не менее, готов на это пойти, чтобы хоть так досадить судовладельцу…

Граница на замке

Привлечь к ответственности суда, юридически являющиеся территорией иностранных государств, сложно, чем и пользуются судовладельцы, промышляющие морские деликатесы. Найдя себе прикрытие в виде "чужого" флага, хозяева пароходов оказываются за пределами российского правого поля и легко уходят от ответственности.

Об этом говорят и пограничники, и сотрудники правоохранительных органов. Как только нарушитель попадает в руки пограничников, руководство судоходных компаний сразу открещивается от своего парохода и бросает экипажи на произвол судьбы.

Так, прокуратура Находки не принимала иски к судовладельцам от капитанов задержанных за браконьерство рыболовных траулеров - "Скай", "Скат", "Елка" и еще порядка десяти других судов. Мотивировали отказ тем, что суда работают под иностранным флагом, а значит, не подпадают под российскую юрисдикцию.

Кроме того, все пароходы стоят на рейде в Находке и граница для них закрыта. В итоге вот уже семь месяцев члены экипажей не получают деньги и не имеют возможности сойти на берег. Судовладельцев, снимавших сливки с 13 пароходов, и след простыл, так что претензии предъявить некому. Люди, которые периодически, но крайне нерегулярно, привозят затворникам продукты, воду, топливо, называют себя представителями судовладельца. Но их полномочия дальше хозяйственных вопросов не распространяются.

По одному из судов - траулеру "Скай" штрафы в размере около полутора миллионов рублей наложены на капитана. Судовладелец пообещал компенсировать эти штрафы при условии, что капитан возьмет всю ответственность за незаконный промысел на себя. Он взял! Но денег как не было, так и нет. Между тем капитана суд на год лишил диплома, и теперь он на этом судне числится старпомом.

Справедливость восторжествовала около двух недель назад. После вмешательства представителей МФТ удалось наложить арест на "Скай" и таким образом погасить иски экипажа траулера, а также еще одного арестованного судна, принадлежащего тому же судовладельцу, на сумму 110 тысяч долларов.

- Все эти истории лишь результат действия законов, которые царят на судах и в отрасли в целом, - считает Петр Осичанский. - Рыбный пирог находится в руках криминальных структур, и они его не выпустят до тех пор, пока отсутствуют какие­либо механизмы учета и контроля за объемами вылова и экспорта морских ресурсов.

А пока рыбаки по-прежнему будут стоять перед выбором - или остаться без работы, или ловить запрещенного краба.

Охрана труда Преступления Приморский край Дальний Восток