27.11.2007 02:50
Общество

Число сектантов в России достигает миллиона человек

Пенза далеко не единственное место, где зреет сектантский нарыв
Текст:  Екатерина Абрамова Елена Новоселова (Ярославская область)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4528)
Читать на сайте RG.RU
Третью неделю пензенское село Никольское будоражит общество: в его окрестностях религиозная группа дожидается конца света, замуровав себя в подземелье. Оттуда на телекамеры раздаются невнятные проклятия и угрозы массового самоубийства.

Из последних новостей: сейчас в подземелье находятся 29 человек, следить за состоянием психического здоровья сектантов отправляется группа врачей из Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского.

Однако, как заявил "РГ" президент Центра религиоведческих исследований во имя св. Иринея Лионского профессор Александр Дворкин, Пенза далеко не единственное место, где зреет сектантский нарыв. С сектантами Ярославской области познакомились корреспонденты "РГ".

Деревня Любимского района со сказочным названием Кощеево знаменита тем, что ее несколько лет назад облюбовало так называемое "Опричное братство Ивана Грозного". В народе о здешних обитателях ходят весьма противоречивые слухи - одни говорят, что это странноватые, но, в общем, вполне адекватные люди. Другие обвиняют опричников в религиозном фанатизме, дикости и даже жестокостях. Что же это за люди на самом деле и как живут, решили выяснить корреспонденты "РГ".

Мы спустились с горки, прошли по мостику через речушку Рушу. Проводник наш оказался весьма несловоохотливым или же просто осторожничал. Я поинтересовалась: может, он сам не поладил с опричниками? Мужчина ответил отрицательно.

- А правда, что они фермера одного выжили из Кощеева?

- Да они всех выживают, - мрачно молвил наш спутник.

- А каким образом?

- Это вы у них сами спросите. Я говорить об этом не буду.

...Живут опричники без удобств: туалеты - на улице, воду надо брать из колодца. Рядом со стогами сена стоят полуразвалившиеся телеги. Откровенно говоря, общее ощущение от Кощеева - не таинственности, а убогости, крестьянской бедности.

На вид опричники тоже не представляют собой ничего особенного - простые работяги в бушлатах и рукавицах, с небольшими бородами.

Мужчины были удивлены появлением двух девушек в такой глуши, да еще ближе к вечеру. Может, поэтому смотрели на нас с интересом, без агрессии - даже добродушно.

- Может, чаем напоите?

- Ну, мы же тут не приют для путников. В соседней деревне вас отогреют. Идите туда.

- Но мы специально сюда шли.

- Зачем?

- Мы журналисты.

- Что же, придется вам возвращаться ни с чем, - ответили опричники. - Беседовать мы с вами не будем. Ни к чему все это. Никакой вам пользы от этих знаний. Если хотите, в деревне расспросите, там вам все про нас расскажут.

- А вдруг насочиняют?

- Пусть сочиняют.

На все дальнейшие вопросы опричники отвечать отказались.

- Вы были у опричников? Вдвоем?! Вы сильно рисковали, это очень опасные люди, - удивился в телефонной беседе алтарник Введенского храма в Любиме Юрий. - Они реально могут толкнуть, ударить, тем более журналистов. Их и местные-то побаиваются.

По словам молодого человека, сам он в течение примерно полутора лет довольно плотно общался с обитателями Кощеева.

- В общине опричников три семьи - Кублинские, Романовы и Чистобородовы. В Кощееве они появились несколько лет назад - все они выходцы с Дальнего Востока. Их духовный лидер Андрей Щедрин скупил множество домов и в Любиме, и в его окрестностях. Но центр опричнины они организовали в Кощееве. Сначала опричники ходили в церковь и были вроде обычных православных, по крайней мере не делали ничего предосудительного. Они ведут свое хозяйство - у них есть пчелы, скотина, были лошади - сейчас уже нет. Они не курят, не ругаются матом, вино пьют только собственного изготовления - по праздникам. Но со временем я стал замечать неладное. Они дали мне почитать свой "Опричный листок", в нем они обвиняют Русскую православную церковь в продажности и призывают народ к национализму. Это яркая, неприкрытая агрессия.

Идейный вдохновитель и руководитель секты Андрей Алексеевич Щедрин (псевдонимы Николай Козлов и Б. Ольховский), - рассказал "РГ" профессор Дворкин, - известный в околоправославных и националистических кругах публицист. Заявляя себя православным, Щедрин-Козлов говорит об "испорченности" церковной иерархии, начиная с патриарха и кончая большинством иереев", и о необходимости создавать "церковь верных", на роль которых претендует его собственная "опричная церковь".

Судя по виду, поведению и разговорам самих опричников и молодых опричниц сознание их контролируется весьма профессионально. Мощнейшим инструментом воздействия является внушаемый им страх перед антихристом, ИНН, переписью, новыми паспортами. Опричники боятся и друг друга, имеет место повальное стукачество (во время исповеди). С непослушными, видимо, поступают очень жестко.

- Эта секта устроена по тем же принципам, что и пензенская: изоляция, контроль над адептами, которые находятся в изоляции, к примеру, секта Виссариона в тайге Красноярского края, - продолжает Александр Дворкин. - Основные психологические приемы, которые они применяют при вербовке, - это контроль сознания, обман и так называемая "бомбардировка любовью". Человека поначалу всячески обихаживают, стараются ему понравиться, чтобы довести его до дверей секты. Как известно, на чужой территории он более внушаем.

- Я видел у опричников иконы Ивана Грозного и Григория Распутина, - рассказывает алтарник Юрий. - Эти люди для них святые. Объектом любви и почитания является и Щедрин. Этот человек обладает даром гипноза, а потому в его руках опричники становятся безвольными существами. Они готовы слушаться его во всем. За непослушание могут даже выпороть. И еще у них на территории есть пень, так вот я слышал, как Щедрин грозился: "Ослушаетесь, отрублю голову на этом пне!"

Юрий разорвал все связи с опричниками после того, как они его побили. Правда, вдаваться в подробности этого инцидента он не стал.

Зато прокурор Любимского района Антон Морозов уточнил:

- Никаких правонарушений за обитателями Кощеева не числится, - сказал он "РГ". - Официально организация "Опричное братство" у нас не зарегистрирована.

Более полную информацию предоставил нам предшественник Морозова, ныне прокурор Ярославского района Владимир Пеньков:

- В основном проблемы с опричниками были где-то в 2000-2001 годах. Они конфликтовали с милицией - протестовали против проверки документов. Однажды даже ведро воды на участкового вылили. Однако потом даже приходили извиняться - обещали, что будут вести себя тихо. Был еще один скандал - с Украины приехала женщина, чья дочь ушла к опричникам. Дама уверяла, что ее дочь удерживают силой и подвергают жестокостям. Однако эти данные не подтвердились.

комментарий

Отец Серапион, руководитель миссионерского отдела Ярославской епархии, настоятель Петропавловского храма села Петрово Ярославского района:

- "Опричное братство" - околоправославная секта, которая, используя атрибуты православия, вместе с тем несет большую разрушительную силу, так как отрицает многие базовые доктрины. У них весьма своеобразные представления о месте царской власти в православии, и их духовная практика напоминает практику тоталитарной секты.

Федор Кондратьев, профессор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского:

- Всплеск сектантства происходит на фоне бездуховного рационализма и обнаженной меркантильности общества. Актуализируется спрос на удовлетворение "чувства бога". Соответственно из-за рубежа появляется и огромное количество желающих объяснить, как надо его понимать. Американские коллеги даже говорят о рынке религиозных учений, на котором каждый может выбрать себе товар по вкусу. Там тысячи новых объяснений, что есть Бог, порой грубых и нелепых, но ходовых, попсовых.

Во время судебно-психиатрических экспертиз, которые мне пришлось проводить, сектанты охотно рассказывали о своей деятельности. Один из испытуемых, связанный с одной из самых деструктивных сект - сатанистами, в частности, сообщил о пяти мощных организациях в Москве с общим числом членов около тысячи человек. По всей России, утверждал он, таких общин более ста.

Случаи, конечно, индивидуальны, но исследования завербованных показывают: у них развивается так называемое зависимое расстройство личности. Это выражается в том, что любое жизненное решение они принимают только с разрешения старшего по культу. Эта зависимость сродни наркотической.

Досье "РГ"

В России сейчас насчитывается от 300 до 500 различных сект. Численность людей, вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает миллиона человек, причем 70% из них - это молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет, только "штатных" сектантов насчитывается минимум 600-800 тысяч. В России 250 тысяч детей остались сиротами по вине этих сект.

На территории России действуют "импортированные" секты, такие, как сайентологи, муниты, кришнаиты, Свидетели Иеговы. К "отечественным" сектам Дворкин относит Богородичный центр (Москва), Ашрам Шамбалы (Новосибирск), секту Виссариона (Красноярский край), Радастея (Урал) и другие.

Самая мощная из сект - это неопятидесятническое движение, которым охвачены весь Урал, Сибирь и Дальний Восток.

Религия