27.11.2007 02:00
Экономика

Россия выходит из некоторых экономических соглашений в рамках СНГ

Россия выходит из некоторых экономических соглашений в рамках СНГ
Текст:  Артем Багиров
Российская Бизнес-газета - : №0 (631)
Читать на сайте RG.RU

РФ решила выйти из нефтетранзитных и смежных соглашений стран Содружества: об этом в Совете Федерации на днях заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Соответствующее распоряжение подписано премьер-министром России Виктором Зубковым и министром промышленности и энергетики РФ Виктором Христенко. Это событие совпало с вводом в действие турецко-греческого газопровода в обход России, предназначенного для поставок в Европу газа из Азербайджана и Средней Азии.

Как сообщала "РБГ", Россия, Греция, Турция и Италия договорились в прошлом году о сооружении ответвления от "Голубого потока" тоже через Грецию в Италию, и эти работы осуществляются. Но, похоже, Анкара, Афины и Рим не намерены ориентироваться на импорт и транзит только российского газа. Сказывается здесь и влияние рекомендаций Комиссии ЕС по энергетике, да и руководства самого Евросоюза об ускорении строительства нефте- и газопроводов из бывшего СССР в Европу в обход России. А в такой ситуации, если замедлится сооружение турецко-греческого ответвления "Голубого потока", может стать рентабельным увеличение транзита российского газа в Европу через Белоруссию, Украину и Молдавию.

"Одной из главных причин того, что Россия не спешит становиться участником некоторых договоров, является их содержание, когда оно не полностью отвечает нашим интересам, а бывает и невысокое качество их текстов", - отметил С. Лавров. К таким документам он относит соглашение о политике в области транзита нефти и нефтепродуктов, а также соглашение о создании зоны свободной торговли 1994 года и соглашение о проведении согласованной политики по транспортным тарифам 1997 года.

Что касается главной причины упомянутого решения, то, по мнению посла РФ в Белоруссии Александра Сурикова, "это необходимость меньшей зависимости российского бизнеса от экономических и политических решений стран-"транзитеров". Это извечная борьба. Мы будем работать, как и работали, по двусторонним направлениям. Все равно в области тарифов на транзит мы будем приближаться к общепринятым ценам".

Впрочем, по географическим причинам свыше 65 процентов ежегодного объема экспорт нефти и газа из РФ пока осуществляется через страны западного региона бывшего СССР. Развитие "прямых" трубопроводных и других транспортных систем с европейским зарубежьем осуществляется, но, как сообщала "РБГ", сопряжено с экономико-политическими проблемами. В связи с упомянутым решением Москвы во многих государствах СНГ высказывают обеспокоенность новыми условиями транзита туда через Россию, особенно нефти и газа. Не исключено, что это решение позволит повысить расценки на транзит азербайджанских и среднеазиатских нефтегазопродуктов через РФ в другие страны Содружества, что наверняка вызовет ответные меры с их стороны. Первоочередные среди таких мер - удорожание транзита российской нефти по железным дорогам и в портах Белоруссии, Украины, Молдавии, Казахстана.

А зарубежные аналитики, комментируя упомянутое решение Москвы, полагают, что тем самым Россия снова дает понять, что не намерена подчинять свою транзитную политику, особенно в сфере транзита нефти, документам Европейской энергетической хартии, ратифицированным почти всеми странами бывшего СССР (кроме России и Белоруссии).

Нефть и газ СНГ