27.11.2007 04:00
Власть

Сергей Степашин: Проверяющие и проверяемые должны говорить на одном языке

Высшие органы финансового контроля договорились о разработке глобальных индикаторов развития
Текст:  Евгений Васильчук
Российская Бизнес-газета - : №0 (631)
Читать на сайте RG.RU

На днях в Мексике завершил работу XIX Конгресс Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ), объединяющей 186 стран мира. На форуме выступил глава российской делегации председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин, который избран в Управляющий совет этой авторитетной международной организации. Сегодня он отвечает на вопросы редакции.

- Сергей Вадимович, чему был посвящен форум высших контрольных органов стран мира?

- Конгресс был посвящен, на мой взгляд, чрезвычайно важной теме - системам оценки эффективности, основанным на ключевых показателях общественного развития. Фактически речь шла о разработке основных национальных и глобальных индикаторов развития для определения прогресса в достижении результатов, которых стремится получить государство и общество.

Совершенно очевидно, что измерение прогресса и социальной ответственности не должно быть сведено к контролю за краткосрочными экономическими и политическими эффектами. Такая ответственность может опираться только на фундаментальную систему ценностей. И сам выбор ключевых показателей прогресса во многом определяет систему ценностей, которые дают представление о состоянии и возможностях развития отдельных стран и цивилизации в целом.

- Что реально дает выработка ключевых индикаторов развития?

- Это только может казаться, что в условиях рыночной экономики и демократии показатели результатов развития - дело второстепенное. На самом деле без четких параметров такого рода невозможен ясный, здравый и полноценный диалог между властью, обществом и бизнесом для достижения согласия по критериям текущей эффективности деятельности. В свою очередь без баланса интересов невозможно устойчивое и безопасное развитие любой страны, что, собственно, записано в Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

И на международном уровне сегодня важно вести диалог на одном языке, вырабатывать единые подходы и параметры ключевых показателей развития.

- Возникает вопрос: почему столь важную миссию берут на себя контрольные органы мира, а не правительства?

- Многие участники форума были едины во мнении: если станет возможным оценивать стратегии, конечные результаты и последствия деятельности правительств, то появится больше возможностей для содействия стабильности общественного развития и порядка в международных делах. Но чтобы это стало реальностью, надо понимать, что разработка ключевых национальных показателей развития не является самоцелью. Показатели - составная часть стратегирования как целостного процесса обеспечения баланса сложных интересов в целях достижения консенсуса внутри самого общества. Это важно понимать. И тут не должно быть попыток навязать всем странам универсальный набор показателей и ценностей, по которым на них будет оказываться внешнее давление. Мы уже это проходили.

Между тем система показателей развития в мире существует, и, как говорится, не первый день. В конце концов, в каждой стране есть такой показатель, как внутренний валовой продукт. Показатели развития разрабатываются разными организациями и преследуют разные цели. Есть глобальные показатели развития в системе ООН, существуют критерии, по которым проводится прием новых членов в Европейский союз, в другие международные организации и так далее. Поэтому речь идет прежде всего о гармонизации системы показателей развития, о подходах к выработке каких-то общих стандартов в этой сфере.

Во-вторых, ничего выходящего за сферу компетенции контрольные органы на себя не берут. В рамках этого проекта они пытаются упорядочить те общественно значимые индикаторы, по которым можно оценивать результативность политики развития. Одна из задач внешнего контроля как функции управления - представлять необходимую информацию парламентам, правительствам своих стран для принятия своевременных и эффективных управленческих решений. Конечно, на конгрессе шли разного рода дискуссии на эту тему, но многие выступавшие отмечали, что исполнительные органы власти зачастую разрабатывают только такие показатели, по которым им легко отчитываться, а общественно полезного результата при этом не наблюдается.

И у нас до последнего времени многие государственные структуры не знают, как связать свою работу с положением дел в сфере, за которую они отвечают, с благополучием людей. Отчетность фактически сводится к соблюдению законодательных формальностей по "освоению государственных средств". А это, как нетрудно догадаться, самый простой способ не отвечать за результаты своей деятельности. Неудивительно, что за редким исключением госструктуры не испытывают энтузиазма, сталкиваясь с требованиями объяснять свои действия, самостоятельно строить нужную кооперацию с партнерами, не говоря уже о сопротивлении самой мысли о том, чтобы иметь специальный орган, ответственный за мониторинг и оценку деятельности по конечным результатам. Между тем именно такая миссия должна быть у Счетной палаты Российской Федерации.

В любом случае это должна быть совместная работа, чтобы проверяющие и проверяемые могли говорить на одном языке. И у нас в этом плане есть положительный опыт. К примеру, при проверке Минздравсоцразвития России эксперты направления деятельности, возглавляемого аудитором Валерием Гореглядом, предложили Михаилу Зурабову, тогда еще министру, систему показателей оценки эффективности, основанную на стандартах ООН и Всемирной организации здравоохранения. Он согласился, а когда проверка была завершена, то результаты оказались для него столь неожиданными, что даже возмутили его. Между тем от объективных данных никуда не денешься. И уже Концепция развития здравоохранения разрабатывалась министерством на базе данных критериев и материалов проверки.

- В дни работы конгресса сообщалось, что вы возглавили какую-то рабочую группу...

- Да, создана рабочая группа по подготовке полновесного доклада о принципах и технологиях разработки и внедрения системы ключевых национальных показателей применительно к основополагающим функциям высших контрольных органов. Такой доклад мог бы стать важным шагом к формированию стандартов оценки эффективности и результативности проектов и программ развития.

Почему возглавить эту группу предложено представителю России? Наверное, потому, что мы представили более полное и адекватное видение данной проблемы в целом.

В своем выступлении на конгрессе ИНТОСАИ я посчитал необходимым подчеркнуть, что, выстраивая единую метрику для измерения прогресса в отдельных странах и цивилизации в целом, нам всем следует быть корректными по отношению к национальным суверенитетам, этнокультурным и экономическим особенностям государств. При этом целью выработки ключевых индикаторов развития должна быть не их унификация, а главным образом совместимость, транспарентность формирования, реализации и оценки эффективности национальных стратегий. Такова наша принципиальная позиция.

Внешняя политика Госуправление Макроэкономика Счетная палата