Разговоры о подорожании продовольствия шли уже в начале августа, но, похоже, сентябрьский и октябрьский взлет цен стал все-таки неприятным сюрпризом. Правительство и региональные власти приняли необходимые меры, чтобы удержать цены до января 2008 года. А что потом?
При обсуждении вопросов развития российского сельского хозяйства необходимо проанализировать весь кластер - от поля до розничной торговли.
Главное условие развития отрасли - растущий спрос на продукты питания. В России он есть. Однако потребление ограничивается доходами населения. Судя по опросам, регулярное потребление мяса и мясопродуктов может позволить семья с доходом не менее 5 тысяч рублей на человека в месяц.
Вторым ограничением, как и в любой другой отрасли, являeтся сырьевое, то есть нехватка сельхозпродукции. Когда спрос превышает предложение, возникает или рост цен (и в итоге инфляция), или дефицит товара. Путь дефицита мы опробовали в конце 1980-х годов, хотя предложение тогда было значительно выше. Второй путь мы проходим последние пять лет. Совершенно ясно, что законы рынка изменить нельзя, поэтому надо или сократить спрос (в том числе и за счет роста цен в других секторах розничного рынка и сферы услуг), или резко увеличить предложение продуктов питания.
Увеличить объемы продуктов питания в розничной сети можно за счет роста собственного производства или импорта. Первый путь весьма трудоемок и требует вложения средств (государственная промышленная политика не может быть бесплатной по определению). Второй путь - увеличение импорта при положительном торговом сальдо - напоминает сцену из фильма "Начальник Чукотки": "Что надо - все привезут". Регулирование импорта - это, по сути, торговля внутренним рынком путем установления квот, торговых пошлин и так далее. В результате Россия импортирует более 3 млн тонн мяса в год (причем говядины более 40 процентов), значительное количество сухого молока, сыров, овощных консервов, рыбы. Практически все крупные города сидят на импортной продовольственной игле, например, в Москве эти поставки доходят до 70 процентов.
Начатый путь на ускорение развития сельского хозяйства не дает пока желаемого эффекта. Причин можно назвать много. Обозначим самые основные. Первая. Выделенные субсидии на частичное погашение процентов по кредитам на развитие животноводства не позволяют расплатиться по займам ранее 10 лет. В этих условиях ожидать значительных частных инвестиций не приходится - они даже при этих льготах остаются весьма рискованными. Следовательно, задачей является увеличение прибыльности сельхозпроизводителя. Вторая причина. В условиях либерализации торговли сельское хозяйство оказалось незащищенным от монополизированных отраслей промышленности. Ценовой пресс со стороны посредников и перекупщиков привел к многократному снижению доли сельских товаропроизводителей в розничной цене конечного продукта. И, наконец, третья причина. Нормальному функционированию АПК препятствует медленное развитие аграрных рынков. Разрушение старых схем и медленное воссоздание инфраструктуры логистики, торговли, финансирования торгово-закупочных операций прервали нормальную связь между производителем и потребителем продовольствия, ограничив возможность сбыта. В России сегодня существуют очень высокие барьеры для входа на рынок какого-либо товара, обусловленные как формальными (лицензиями, разрешениями и прочими административными ограничениями), так и неформальными факторами (откровенными взятками, вымогательством чиновников, поборами криминальных структур и т. п.). Предприятия и торговые организации многих аграрных секторов являются региональными монополистами исходя из предельного расстояния доставки. Так, для хлебозаводов это не более 100 км, для других пищевых производств - чаще всего пределы одной области, для многих заводов - потребители, сосредоточенные в одном-двух регионах.
В этой ситуации стимулирование инвестиций только в один фрагмент всего кластера не даст эффекта. Сельхозпроизводители жалуются на низкие закупочные цены. Переработчики - на низкое качество сырья. Торговля - на нерегулярность поставок и тоже высокие цены. Что интересно - все правы. Торговля имеет свои издержки, в том числе: плата за аренду помещения, необходимость возмещения потерь в торговой сети, самый большой еще с советских времен объем административного рэкета. Издержки логистики - это отсутствие в достаточном количестве холодильников для оптовой торговли и долговременного хранения, высокая стоимость и большое плечо доставки товаров, что немаловажно в российских условиях. Издержки переработки - после стоимости сырья самые значительные расходы - на энергию, пар, воду, коммунальные услуги. После резкого сокращения числа крупных мощностей по переработке скота потери значительно увеличились. Малые убойные пункты не могут производить альбумин, медпрепараты, перерабатывать отходы производства.
При росте суммы этих издер-жек или повышается стоимость товаров в розничной торговле, или снижается закупочная стоимость сырья. По-другому быть не может. Поэтому результат будет только тогда, когда мы начнем расшивать узкие места всего кластера.
В результате девальвации рубля в 1998 году складывалась благоприятная ценовая ситуация на продовольственном рынке, и по ряду видов продукции предприятия смогли эту ситуацию реализовать. Однако последовавший затем рост цен на горючее и другие ресурсы усилил отставание цен и доходов предприятий АПК от общероссийских показателей. Поэтому решение проблем продовольственной безопасности требует осознанного и скоординированного участия минэкономразвития, минсельхоза, региональных и муниципальных властей.
Вторая проблема - новый подход к производству зерна. В нынешней ситуации, которая сложилась на мировых зерновых рынках, увеличение его производства может стать государственной задачей, равной увеличению добычи газа. Происходит потепление климата, что делает возможным повышение урожайности и включение в оборот земель в северных районах, где есть значительная площадь необрабатываемой пашни. При этом затраты на увеличение производства зерна менее значительны, чем газовое освоение Северного Ледовитого океана. Но это обеспечит стабильный экспорт зерна, создаст базу для развития животноводства, полную независимость, а, может быть, даже и экспорт мяса птицы. Возможно, в ближайшее время можно будет создать зерновой пул для проведения единой зерновой политики Россией, Украиной и Казахстаном на мировых рынках.
Третья проблема - кадровая политика на селе. Инвестиции не существуют в безвоздушном пространстве, они всегда привязаны к определенному населенному пункту. И становятся реальными объектами и товарами только в случае соединения с человеческим потенциалом. За последние годы с карты страны пропало более 20 тысяч населенных пунктов, в основном сельских. Так что в первую очередь необходимо ограничить отток сельского населения и стимулировать приток мигрантов в село. Эту проблему можно решить только подъемом качества жизни на селе - развитием коммунальных, транспортных и бытовых услуг. Можно еще долго перечислять проблемы села. Но суть не в этом. Недавние события наглядно продемонстрировали нашу уязвимость от мировых тенденций в обеспечении продовольствием. Но одновременно они показали, что новые возможности для ускоренного развития могут превратить АПК в экспортный сектор экономики России. Время покажет, успеем мы реализовать открывающиеся возможности или ограничимся временными мерами. В 1998 году мы этот шанс практически упустили.
Справка "РГ"
В 1989 году потребление мяса в России оценивалось около 73 кг на человека в год, в 2006 году - около 55 кг (при физиологической норме около 80 кг). Аналогичное положение с молочными продуктами - потребление составляет 235 кг на душу населения (при норме 392 кг), рыбы - 12 кг на человека в 2006 году против 20 кг в 1989 году.