В недрах минэкономразвития создается департамент, который будет регулировать торговлю, которая остается едва ли не самым конкурентным сектором экономики.
И тем не менее ценовой взлет в октябре показал, что далеко не всегда рынок способен все решить сам. Как с помощью нового законопроекта можно будет повлиять на цены? На эти и другие вопросы ответил на "Деловом завтраке" заместитель министра экономического развития и торговли Кирилл Андросов.
Российская газета: Кирилл Геннадьевич, сейчас в недрах минэкономразвития создается департамент, который будет регулировать торговлю. Но регуляторов и сейчас немало: Роспотребнадзор, антимонопольные и налоговые органы. Не получится ли так, что торговлю просто "подвесят" на еще один административный крючок?
Кирилл Андросов: Это очень принципиальный вопрос. Известна негативная реакция на наши предложения со стороны представителей торгового бизнеса. Это понятно: любое движение государства по усилению регулирования вызывает страхи снижения прибыли.
Давайте разберемся. Возьмем торговлю как сектор экономики и поместим ее в центр треугольника. Слева будет потребитель, справа - производитель, наверху - государство. Отношения "торговля - потребитель" отрегулированы федеральным законом о защите прав потребителей. Взаимоотношения "производитель - торговля" регулируются законом о конкуренции.
И есть третья линия взаимоотношений - "государство - торговля". В ней на сегодняшний день нет ни одного системного правового акта, который регулировал бы эти взаимоотношения. Представители торговых сетей и розничных рынков задают один вопрос: "Зачем?" Здесь очень важно объяснить, что департамент, который мы создаем в министерстве, будет называться не департаментом контроля и надзора, а департаментом государственного регулирования и развития внутренней торговли. При постановке задачи мы выделили ключевую функцию, ради чего создается этот департамент и зачем мы разрабатываем законопроект "О торговле".
Критерий оценки эффективности государственного регулирования - повышение доступности и качества услуг розничной торговли для населения. Доступность можно оценить через такой критерий, как рост количества торговых площадей в квадратных метрах на одного жителя в границах муниципального образования. Чем больше торговых предприятий, тем меньше, в конечном счете, цена для потребителя, поскольку торговля - очень конкурентный сектор экономики. Может быть, даже самый конкурентный сектор. Мы хотим увеличить количество торговых площадей. И все нормы этого закона будут направлены на снижение административных барьеров и издержек для торговли и по расширению торговых площадей. Мы хотим унифицировать правила для муниципалитетов по выдаче разрешений на открытие розничной торговли. Я считаю, что через этот закон мы можем снизить административные барьеры для расширения торговли в регионах и, как следствие, повысить доступность этой услуги населению.
РГ: А если это расширение будет проводить одна компания?
Андросов: Для этого мы в этом законопроекте вводим специальный порог доминирования одной сети на розничном рынке. Отмечу, что в действующем законе о конкуренции такой порог установлен в 35 процентов. Закон о конкуренции пресекает нарушения в промышленном производстве, способен пресечь картельные соглашения в торговле нефтепродуктами, но в данном случае нужен другой подход, который и заложен в концепции.
Полный отчет о "Деловом завтраке" читайте в одном из ближайших номеров "РГ"