Инфляция подкралась, как обычно, неожиданно. Кабинет министров долго сопротивлялся и явно не желал признавать, что удержать рост цен не удастся. Однако через девять месяцев все же сдался и признал, что сдержать инфляцию в запланированных рамках не получится и рост цен не только "пробьет" планку в 8, но и превысит 11 процентов.
Впрочем, и без инфляции у министра финансов Алексея Кудрина хватает проблем. Особая "головная боль" - арест его заместителя Сергея Сторчака.
Напомним, замминистра финансов Сергей Сторчак обвиняется в попытке хищения 43 миллионов долларов из федерального бюджета. Он был задержан в день вылета российской делегации в ЮАР на встречу министров финансов группы G20.
Вчера Кудрин заявил, что настаивает на срочной встрече со своим заместителем. По его словам, в день задержания Сторчак "планировал докладывать вопрос на заседании правительства, а кроме того, у него был пакет документов для вылета на переговоры в одну из стран". Изъятие этих материалов и невозможность встретиться со Сторчаком "начинает негативно сказываться на переговорных процессах с министерствами" ряда иностранных государств, подчеркнул вице-премьер.
Кудрин выразил надежду, что суд примет решение об изменении меры пресечения Сторчаку.
- Сегодня все процедуры, связанные с внесением ходатайства об освобождении замглавы минфина, будут проведены, - заметил он. - Ответа мы ожидаем в ближайшие дни. Хотелось бы сразу, но есть определенные процедуры. Возможно, потребуется рассмотрение в суде кассационной жалобы о мере пресечения.
Кудрин сказал, что у Сторчака, по его информации, "в целом нормальное настроение", хотя условия содержания "оставляют желать лучшего".
Вчера главному финансисту часто приходилось говорить о неприятном.
Говоря об экономике, он признал, что "правительство не заложило прочность макроэкономических показателей и не уменьшило расходы".
Как известно, сокращать расходы в течение года власть не будет, поскольку не то время, да и обязательств уже слишком много.
- Даже без выросших цен на продовольствие инфляция была бы 9 процентов, - сделал позднее признание Кудрин, хотя весь год пытался убедить и президента, и премьера, и всю страну в обратном.
Впрочем, главный финансист по-прежнему пеняет на неожиданный приток капитала (80 миллиардов долларов), что требует бесконечных усилий Центробанка, и высокие цены на нефть. В общем, и с низкими ценами на нефть плохо, и с высокими тоже не все ладно.
А тут еще министерства и ведомства выступили в своем обычном репертуаре: не потратили бюджетные деньги вовремя и оставили их на последний квартал.
- Нас интересует только то, чтобы бюджетные деньги использовались не в последнем месяце, - высказал свое опасение финансовый вице-премьер.
Теперь минфин готов уступить министрами и не разбивать расход бюджетных средств поквартально. То есть в течение года главы ведомств сами смогут распоряжаться тратами. Только, видимо, таким образом финансисты смогут защитить страну от очередного инфляционного скачка.
Пока же у Кудрина слишком много претензий к своим коллегам, хотя отчет об исполнении федерального бюджета за 9 месяцев текущего года вчера был одобрен. Главные распорядители по итогам этого периода сумели израсходовать лишь 63 процента от годовых назначений. И 83 процента - от бюджетной росписи. В числе отстающих традиционно оказалось министерство информационных технологий и связи, Федеральное агентство по информационным технологиям и министерство экономического развития и торговли. Правда, в отличие от всех к ведомству Эльвиры Набиуллиной у Кудрина претензий практически нет. Объясняется это просто: средства Инвестиционного фонда практически не были освоены из-за дорабатывающегося законодательства. Более того, именно эти средства разрешается переносить на другой год. Подобных привилегий, скажем, у ведомства Леонида Реймана нет, хотя сам министр, признав задержку с проведением тендеров, торжественно пообещал к концу года освоить все 100 процентов запланированных средств. Что, очевидно, неминуемо скажется на инфляции. Но другой такой возможности у Реймана больше не будет: Бюджетный кодекс отныне запрещает перенос бюджетных средств на другой год.
В течение года шла задержка и по финансированию Федеральных целевых программ. И не потому, что минфин не запланировал этих средств, а потому что программы исполнялись лишь частично. И здесь в "передовиках" - программа "Электронная Россия", исполненная лишь на
10 процентов от запланированного. Правда, есть и те программы, которые вносились в течение года, последняя из них и вовсе была утверждена в ноябре. Чтобы исключить подобные коллизии впредь, минфин и предложил не утверждать ФЦП, если программа внесена за месяц до поступления бюджета в Думу, то есть до 26 июля.
Но несмотря на нововведения, к новому году вице-премьер Кудрин в виде новогоднего сюрприза положит под елку премьер-министру Виктору Зубкову "устрашающие" меры, которые надо принимать к ответственным за расходование бюджетных средств министрам. Ведь спрашивал же вчера Виктор Зубков, как наказать министров. Кудрин, конечно, пообещал, что у правительства есть все шансы исполнить бюджет-2007, но к концу года картина прояснится окончательно и ответственных за инфляцию страна, возможно, узнает в лицо.
Впрочем, на этом проблемы в главном финансовом ведомстве не закончатся. Бюджет требует утверждения 97 постановлений по его исполнению, однако принято лишь 11 и еще 15 внесено в правительство. Для того, чтобы полностью заработал Бюджетный кодекс, надо 12 постановлений, а из них утверждено лишь 2.