29.11.2007 06:00
Власть

Россия разочарована американскими предложениями по ПРО

Россия разочарована американскими предложениями по противоракетной обороне
Текст:  Юрий Ершов Федор Лукьянов (Москва - Прага)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4530)
Читать на сайте RG.RU

Москва разочарована полученными несколько дней назад в письменном виде предложениями США по противоракетной обороне в Европе.

Об этом заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров после встречи с госсекретарем США Кондолизой Райс в Вашингтоне во время международной конференции по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке.

Речь идет о договоренностях, которые были достигнуты в формате "два плюс два" в Москве, где встречались главы внешнеполитических и оборонных ведомств России и США.

Однако найденные тогда решения носили "устный" характер. Будучи изложенными на бумаге, они потеряли те ключевые моменты, которые, собственно, и давали шанс сторонам найти компромисс.

Впрочем, не исключено, что в Москве американские чиновники предлагали не заранее просчитанные заготовки, а занимались политической импровизацией. Но, вернувшись домой, не нашли поддержки своим идеям ни в Чехии, ни в Польше, где Пентагон планирует разместить элементы ПРО. Другой вариант - будучи в Москве американские министры работали на публику для того, чтобы успокоить Евросоюз якобы достигнутыми с русскими соглашениями. Но на практике не собирались их выполнять - потому затягивали подготовку письменных предложений для Москвы.

В то же время Лавров убежден: следует продолжать диалог с американцами.

"Мы понимаем, что ПРО - это стратегический компонент ядерных вооруженных сил США и России, это ключевые составляющие того, что мы называем стратегической стабильностью", - заявил он. По словам министра, "если есть понимание между двумя ведущими странами в этой сфере, стратегическая стабильность укрепляется. От этого все выигрывают". Если же нарушается стратегическая стабильность, то, как заявил Лавров, "все от этого начинают испытывать дискомфорт". Лавров рассказал о том, что американские партнеры пытаются убедить Россию в том, что элементы ПРО в Польше и Чехии создаются исключительно ради перехвата иранских ракет. Но в США и Европе неправительственные эксперты много раз доказывали на конкретных выкладках, что эти системы создают реальную угрозу для России.

Одновременно глава внешнеполитического ведомства выразил сомнения в реальности угрозы со стороны Ирана, о чем постоянно говорят в США. По его словам, специалисты хорошо знают, что создание ракет большой дальности, от которых якобы и будут защищать элементы ПРО в Польше и Чехии, - процесс длительный и затратный. В Иране соответствующего этим целям промышленного потенциала нет.

Прокомментировать сложившуюся вокруг ПРО в Восточной Европе ситуацию "РГ" попросила бывшего премьер-министра Чехии Милоша Земана.

Российская газета: Господин Земан, известно, что вы негативно оцениваете планы США по развертыванию элементов ПРО в Восточной Европе. Почему?

Милош Земан: Главной угрозой безопасности в мире в ХХI веке я, как и многие в Европе, считаю исламский терроризм. С этой точки зрения радар ПРО в Чехии, который якобы предназначен для обнаружения иранских ракет, можно сравнить со знаменитой "линией Мажино" во Франции, которая в прошлом никому не помогла. И я не уверен, что американский радар в Чехии предназначен для перехвата иранских ракет. Подозреваю, что он направлен против России. По моим прогнозам, в ближайшие двадцать лет Москва в той или иной форме могла бы стать частью Евросоюза или создать с ним единое экономическое пространство. Но американская ПРО в Восточной Европе призвана помешать именно этому процессу, стать барьером на пути дальнейшего сближения ЕС и России. Это своеобразная провокация. Но Брюссель и Москва не должны на нее поддаваться.

Я согласен с российским президентом Владимиром Путиным и считаю, что лучше всего для защиты США и Европы от иранских ракет подошла бы модернизированная РЛС в Азербайджане или в Армавире. В то же время несколько лет назад я, будучи премьером Чехии, говорил, что Европа ждет от России усиления борьбы с исламским терроризмом и отказа от поддержки таких радикальных движений, как, например, ХАМАС. Это наверняка развеяло бы многие опасения в Европе.

РГ: Как произошло, что в такой демократической стране, как Чехия, правительство не считается с мнением населения, около 70 процентов которого, по последним опросам, выступают против американского радара?

Земан: Во-первых, я лично во всех своих выступлениях поддерживаю идею проведения референдума по ПРО. Надо, чтобы чехи открыто высказались по этой важной для них проблеме. Во-вторых, мы пока надеемся, что Москва и Вашингтон придут к компромиссу.

РГ: Очевидно, свое слово в этом вопросе еще не сказала и Европа?

Земан: Европа уже говорит. Например, Австрия категорически высказалась против ПРО, Германия в лице своего министра иностранных дел Штайнмайера - тоже. Но многие, повторюсь, ждут предстоящих выборов нового президента США в надежде на изменение американской позиции.

Внешняя политика США МИД