Вчера в Центральном доме художника открылась книжная ярмарка Non/fiction. Пожалуй, ее главным вернисажным событием стало открытие выставки "Русская книжная графика XX века из частных собраний", которую подготовило Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.
Мы попросили рассказать об экспозиции Михаила Сеславинского, руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Михаил Сеславинский: Сегодня в ЦДХ на Крымской набережной мы присутствуем сразу при трех грандиозных событиях. Это очередная выставка интеллектуальной литературы Non/fiction, 3-я Антикварно-букинистическая ярмарка и Выставка "Русская книжная графика XX века из частных собраний". Все эти три важных события можно объединить одним девизом - "Книжный пир на весь мир". Когда я днем входил в здание ЦДХ, то увидел отрадную, но давно забытую картину - гигантскую очередь за билетами. Что еще раз подтверждает, что тяга людей к серьезной литературе - не к бульварной литературе, а той, что согревает душу и дает пищу для ума, - очень велика. Что касается выставки книжной графики, то она получилась масштабной и весьма представительной: на ней показано более 250 работ примерно 100 художников, которые находятся в коллекциях двенадцати московских собирателей. Честно скажу, что вытянуть эти работы из заветных ящиков было не так просто, коллекционеры расставались с ними с большим трудом. Но тем ценнее экспозиция, которая теперь представлена.
Несколько десятков работ - это вещи, которые вернулись к нам из-за рубежа. Это произведения Добужинского, Кустодиева и некоторых других художников.
Российская газета: Вы имеете в виду те работы Добужинского, которые год назад были приобретены на парижской распродаже его наследства?
Сеславинский: Они поступили разными путями. Что-то пришло из антикварно-букинистических магазинов или от наследников художников, что-то с аукционов Christie`s и Sotheby`s. Глядя на представленные иллюстрации, мы видим, как с начала прошлого века в связи с новыми полиграфическими возможностями большое количество художников, которые и тогда уже считались "первыми именами", выказали громадный интерес к иллюстрированию книг. Как правило, это поначалу были книги для детей, потом оформление литературно-художественных журналов - "Мир искусства", "Аполлон", "Золотое руно", "Весы". Заметим, что ни Бенуа, ни Добужинский, ни Кустодиев, ни Петров-Водкин не гнушались тогда иллюстрировать книжки для малышей. То есть это была серьезная работа для детей. Также художники придумывали разнообразные виньетки, буковицы и заставки для различных изданий. Что дало толчок для развития целой школы книжной графики на протяжении последующих десятилетий. Вспомнить хотя бы школу Фаворского.
РГ: Как видно, некоторые вещи вернулись не только из-за рубежа. Здесь, например, представлены рисунки Василия Елкина, сделанные в Дмитлаге НКВД...
Сеславинский: Это из моего собрания. Конечно, не бог весть какие рисунки, но поразительно, что это оригиналы, сделанные в заключении. О чем и говорит само название журнала, для которого они были сделаны: "Штурм трассы".
РГ: А как вы, историк, заразились болезнью коллекционирования?
Сеславинский: Собирание книжной графики - это высший пилотаж коллекционерства. Ведь вещей осталось немного - они хранились либо в издательствах, либо в семьях художников.
Собирая свою библиотеку, я столкнулся с рядом предложений купить такие рисунки. И это дело меня затянуло. Но давайте пока не будем обсуждать мое собрание, а посмотрите лучше всю выставку.