К 29 сидельцам, запершим себя в самодельной пещере в овраге села Никольского, уже две недели приковано внимание всей страны.
Приехав сюда из Белоруссии и Украины, из других российских областей около полутора лет назад, они долго готовились к такому радикальному исходу из грешного мира. Руководил всем этим делом "отец Петр", скорее всего - самозваный монах и священник.
Люди под стужей
Монотонный пейзаж Погановки навевает тоску. Запорошенное первым снегом поле сливается с грязно-серым небом. Поистине забытый Богом уголок. Сотовые телефоны не работают. Дорога обрывается сразу за поворотом к околице. Дальше только пешком. Трудно поверить, что поблизости под землей в промозглой стуже без дневного света находятся люди. Но в Никольском, кажется, это мало кого волнует. По дороге из школы вприпрыжку бегут ученики. Во дворе кто-то разделывает поросенка.
- Не знаем мы, как там сектанты. Некогда нам за ними следить, - отмахиваются люди.
Главная внешняя примета оврага - стражи порядка, выбегающие навстречу: "Нечего людей тревожить. Не ровен час..."
По описаниям, находящаяся под нами пещера имеет протяженность 4 км и по форме напоминает подкову. В помещении имеется несколько комнат размерами 2 на 2 метра, просторная кухня, кладовая, туалет, склад продуктов, вырыт колодец. Известно, что предварительно "отец Петр" закупил у одного из местных фермеров 4 тонны муки.
Причины
Люди, замуровавшие себя в самодельной пещере в овраге в ожидании конца света - что это за явление? Что составляет содержание их веры? Какая модель сознания характерна для них?
Известный эксперт в вопросах сектантства Александр Дворкин считает, что вербовка в такие псевдохристианские секты обычно происходит на периферии церковной жизни. "Как открывается Русский народный собор или организуются Рождественские чтения, возле храма Христа Спасителя собирается публика странного вида, мужчины в кирзовых сапогах, женщины в одежде под позапрошлый век со странными лозунгами", - говорит он.
Подойдя к ним, можно услышать разговоры про ненастоящую и настоящую православную церковь. Критерии настоящего и ненастоящего формулируются обычно так: "Ну какая благодать у этих толстых попов?"
- На мой вопрос, а с какого же веса благодать исчезает, мне ответили: "После 80 кг", - рассказывает Александр Дворкин.
Приметы такого рода духовных сумасбродств - ненависть к ИНН, новым паспортам. Требование канонизировать Григория Распутина, Иосифа Сталина, Игоря Талькова...
Они обычно видят вокруг себя только плохое, хорошего не замечают.
- У Цветаевой есть строчки: "Читает стих Экклезиаста и не читает Песни Песней". В них абсолютно точно передано мироощущение такого рода людей, - поясняет известный богослов, диакон Андрей Кураев. - Из огромной симфонии православного мировоззрения они избирают только одну тему. Из огромного мира библейских книг знают только Апокалипсис. И даже его понимают однобоко - как книгу страхов и тревог.
Масштабы явления
В стране насчитывается от 60 до 80 известных сект, если же говорить о мелких и почти никому не известных, то счет идет на тысячи.
Иногда дело выглядит совсем нешуточно даже с символической стороны: глава московской секты, самозваный епископ Амвросий Готфский недавно прославил "блаженного Адаульфа Германского", в миру известном как Адольф Гитлер.
Отец Андрей Кураев предлагает поставить в прессе, а желательно и в прокуратуре, вопрос о нравственной и правовой ответственности тех людей, которые годами проповедовали особую модель поведения, сходную с той, которую реализовали пензенские сидельцы. Например, газета "Русский вестник" неоднократно прямо проповедовала, что из городов надо убегать, что паспорта брать нельзя, ИНН - печать антихриста и т. д.
Предложение первое: терпеть и ждать
Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет несколько раз подчеркивал: "Мы не делаем из них врагов, они православные люди". Возле пещеры по благословению архиепископа поставлена палатка с походной церковью, где постоянно идет литургия. Поскольку пензенские сидельцы крещены в православии, они остаются предметом заботы и внимания церкви как "заблудшие православные люди" и достойны не только обличения, но и попечения.
Терпеть, ждать и вести осторожный диалог, не прибегая ни к каким насильственным действиям, - предложение многих священнослужителей.
Предложение второе: привезти на переговоры авторитетного для них человека
Отец Андрей Кураев предлагает привезти с Чукотки епископа Диомида (епископ Диомид прославился письмом, в котором были заявлены взгляды, по ригоризму сходные со взглядами людей, скрывшихся в пещере. - Прим. ред.). По его мнению, воздействовать на этих людей можно, поняв, кто для них авторитетен. И если нужно, пригласить священника из Русской православной церкви за рубежом или из греческих старостильников. В конце концов, монахов с Афона привезти.
Предложение третье: убедить "отца Петра" произнести "пароль"
Специалисты-психологи считают, что выйти из пещеры сидельцы могут, отозвавшись на слова своего лидера. По некоторым сведениям, Петр Кузнецов уже обращался к ним с просьбой выйти, но они не отозвались на нее.
По мнению Александра Дворкина, сектанты проговаривали возможность такого развития событий и, скорее всего, предупреждены о том, чтобы не отзываться на прямой зов выйти из пещеры. По-видимому, есть особый сценарий и особые кодовые слова, "пароль", который должен стать знаком к выходу для запершихся. И надо выйти на это кодовое содержание.
Но пока врачи не пускают "отца Петра" на переговоры.
Предложение четвертое: самое убедительное - голос родственников
По мнению психолога Алины Виноградовой, работающей с людьми, пострадавшими от сект, кроме лидера, на них могут воздействовать родственники, именно голоса родных могут оказаться для них самыми убедительными. По мнению психологов, кое-кто из запершихся в пещере может почувствовать желание выйти, но секта, скорее всего, подавит это желание. Помимо диалога с родственниками выходу могло бы помочь, отделение тех, кто сомневается в происходящем.