29.11.2007 02:00
Власть

Агитационный материал партии "Гражданская сила"

Текст:  Михаил Барщевский (председатель Высшего совета Всероссийской политической партии "Гражданская Сила" )
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4530)
Читать на сайте RG.RU

Современная экономика России больна - это скажет любой грамотный экономист. Больна давно и тяжело, несмотря на бодрые диагнозы "врачей", приближенных к экономическому блоку Правительства.

Взглянем правде в глаза: сегодня экономическая стабильность страны поддерживается исключительно сильнодействующими лекарствами (если не сказать - наркотиками) - многочисленными нефтедолларовыми инъекциями, которые в ситуации высоких мировых цен на энергоносители позволяют лишь на время забыть о боли, но не вылечить болезнь. В то время как не только развитые, но и развивающиеся страны мира давно сделали ставку на ускоренное развитие производства, на наукоемкие современные технологии, экономика России, как всегда, выбрала "особый путь". Путь бездумного проматывания природных ресурсов.

Страна, капитализация которой чуть ли не на четверть зависит от "Газпрома" и на 65-70% - от благополучия сырьевых, энергетических и транспортных монополий - страна богатых, но обреченных. Рано или поздно газ и нефть кончатся, лес вырубят под корень, недра исчерпаются, а энергетика морально и технически устареет.

Наша сегодняшняя экономика - колосс на глиняных ногах. В условиях мировой финансовой нестабильности она может обрушиться в любую минуту, и последствия крушения этого экономического "Титаника" будут ужасны.

Мы считаем, что Россия богата не только природными ресурсами. Прежде всего - талантливыми, умными, инициативными людьми. Готовыми для реального, а не "бумажного" экономического роста, для настоящей, а не иллюзорной стабильности, для резкого улучшения личного уровня жизни.

Стране необходимы условия для развития малого и среднего предпринимательства, демонтаж административных барьеров, простая и понятная всем система бюрократических согласований и отчетности, которая сегодня пугает тех, кто готов, но не решается открыть и вести собственное дело. Мы, партия "Гражданская Сила", уверены: главный ресурс развития отечественной экономики - малый бизнес России. Люди, готовые и умеющие в условиях честной конкуренции развивать экономику и развиваться сами. Со времен Петра I Россия с трудом прорубает "окно в Европу", интегрируясь в мир цивилизованных государств. На сегодняшней экономической повестке дня - новая задача: широко открыть дверь в большую экономику для миллионов самостоятельных россиян, готовых работать и зарабатывать.

Хватит болтать!

О малом бизнесе в России не говорит лишь ленивый. По "горячей" теме чуть ли не ежедневно проводятся конференции, форумы, семинары, "круглые столы". Итог неутешителен - важнейшую для стоящей на перепутье России проблему возможностей экономического творчества народа просто-напросто заболтали. Много слов - мало дела. Лишь после того как Президент несколько раз подряд подверг жесткой критике существующий в России порядок налогообложения и регистрации предприятий малого и среднего бизнеса, дело начало медленно сдвигаться с мертвой точки. Но точечных мер вроде возможности перехода малых предпринимателей на упрощенную систему налогообложения уже недостаточно! Необходимо принятие целого комплекса мер со стороны законодательной и исполнительной власти на федеральном и на региональном уровнях. Как отметил недавно Владимир Путин, "если ничего не менять, то потенциальный рост малого бизнеса исчерпан".

Вот статистика. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, в 2007 году число малых предприятий в России превысило 1 миллион, но многие существуют лишь на бумаге, а значительное число действующих убыточно. По оценкам МЭРТа, современный малый бизнес России генерирует всего лишь около 15% ВВП. "Если ничего не менять", то, по оценкам экспертов, в 2008-2010 годах малое предпринимательство перейдет в стадию стагнации и "отката назад".

Тем временем небольшие предприятия давно стали сердцевиной экономик наиболее развитых стран мира. Яркие примеры - США, государства Евросоюза, Япония. Там на долю малого и среднего бизнеса приходится порядка 50-70% внутреннего валового продукта, а показатель занятости - около 70% от всех работающих граждан. Причин подобной государственной (не у нас) заботы о "малых сих" экономики - множество. Тут и решение проблем безработицы, которую малый бизнес впитывает как губка, и громадные налоговые поступления от миллионов средних компаний, малых фирм и частных предпринимателей. Наконец, малое предпринимательство является катализатором для формирования в стране опоры любого демократического государства - среднего класса.

Хватит разговоров о малом бизнесе! Не нужно "открывать Америку" - она уже открыта. Мировой экономический опыт давно выработал эффективные рецепты. Уже не один десяток лет апробированные лекарства необходимо как можно скорее прописать экономике России.

Цель и средства

Что представляет собой сегодня малый бизнес России? Это "бизнес на обочине" - кафе, магазинчики, парикмахерские, многочисленные мастерские, одним словом, сфера торговли и услуг, которая волею государства и чиновников в основном работает вне правового и налогового поля. По данным экономистов, порядка 70% подобных предприятий находятся в "серой" зоне и фактически нелегальны. А значит, функционируют под ежедневным дамокловым мечом многочисленных проверок и по "доброй воле" десятка проверяющих, рассматривающих предпринимателя как корову, которую не кормить - доить надо! Иными словами, сфера малого бизнеса в стране - это территория предпринимательского страха, и малому бизнесу не до снижения цен и повышения качества услуг - живым бы остаться!

Основная идея современной мировой философии малого бизнеса - совсем иная. Она основывается не на подчинении малого предпринимателя чиновнику, не на выделении для развития небольшого бизнеса тех или иных сфер экономики (например, мелкорозничной торговли) в качестве резервации. Она - в создании среднего класса нации на базе миллионов предпринимателей.

Средний класс, представленный малым и средним бизнесом, - визитная карточка современного высокотехнологичного государства. Именно он (а не президент страны) в странах Запада выступает гарантом стабильности общества и основой демократии. Независимый и успешный предприниматель - это политически и социально активный человек со сформировавшейся гражданской позицией. Именно средний класс, успешно развивая свой бизнес, способствует не только укреплению рыночной экономики, но и эволюции демократических процессов в гражданском обществе.

Наш российский представитель среднего класса сегодня находится совсем в иной позиции. Он, оказавшись заложником коррупции и чиновничьего произвола, вынужден не развиваться, а бороться за живучесть, все время изыскивая законные и незаконные способы удержаться на плаву. Какой опорой он может служить обществу, если не уверен не только в завтрашнем дне - в следующей минуте? Скажем честно: тот тип "малой экономики", который сегодня построен в нашей стране, - это дерево без корней. На словах призванный развивать, в реальности он выполняет лишь функцию "кормления" чиновника. Это гнилое дерево вот-вот рухнет.

"Гражданская Сила" - за развитие малого бизнеса в России не по "суверенному", а по западноевропейскому пути. Определившись с сутью "лечения", мы четко и ясно формулируем главную цель становления малого предпринимательства. Это создание класса уважающих себя, независимых от государства и хорошо обеспеченных людей.

Новая экономическая политика

Кто виноват? Что делать? Ответы на эти "вечные" вопросы русской интеллигенции следует искать в том числе и в собственной истории. Тотальная государственная машина, создававшаяся большевиками на протяжении семи десятков лет, не могла рухнуть в одночасье. Многие ее механизмы продолжают действовать - чиновничий бюрократизм, коррупция, волокита. Справиться с всевластием бюрократа можно, сформировав адекватную и эффективную законодательную базу поддержки малого бизнеса.

В начале прошлого века, пытаясь спасти страну от разрухи, большевики переняли опыт "капиталистов" и приняли на вооружение НЭП - новую экономическую политику. Буквально за несколько лет ее действия стране удалось снизить социальную напряженность, побороть безработицу, улучшить экономический климат в государстве. Позже по похожему пути пошла китайская компартия, "отпустив на волю" десятки миллионов коммерсантов. Результат - только глухой сегодня не слышал о китайском экономическом чуде.

И в России двадцатых годов прошлого века, и в Китае, и в послевоенной Европе применялся похожий набор мер государственной и иной поддержки малого бизнеса. В их числе - прямое выделение бюджетных средств в страховые фонды, создание смешанных фондов поддержки с различными долями государственных и частных вкладов, выдача гарантий под обеспечение кредитов коммерческих банков малым предприятиям. Среди главных налоговых льгот малому бизнесу - понижение базовых налоговых ставок и предоставление предпринимателям отсрочек по платежам.

Партия "Гражданская Сила" уверена: сегодня малому бизнесу России нужна новая экономическая политика. Она должна найти выражение в системе простых и понятных бизнесу мер, при условии выполнения которых возможно не только решить проблему, но и сделать малый бизнес не просто одним из видов предпринимательства - образом жизни.

Три формулы успеха

Для коренного изменения ситуации к лучшему нужно решить три задачи. Первая - предпринять конкретные меры, направленные на снижение коррупции и произвола чиновников.

Сегодня любой предприниматель до полусмерти (своей и бизнеса) измучен разнообразными проверками. Переломить ситуацию может только введение в законодательную практику принципа "предпринимателю можно все, что не запрещено, а чиновнику в отношении бизнеса запрещено все, что не предписано законом". Для того чтобы принцип начал работать, мы предлагаем принять административный Кодекс Взаимодействия органов власти и малого бизнеса, который ясно и недвусмысленно прописывает всю процедуру проверок, вплоть до мелочей - например, их длительности и ответственности проверяющего за необоснованные требования.

Еще одна важнейшая мера в поддержку бизнеса: регистрация сделок должна носить не разрешительный, а уведомительный характер. Исключение только одно - сделки с недвижимостью и земельными участками: для них вводятся четко установленные Кодексом сроки оформления или мотивированного отказа. Регистрация компаний, за исключением случаев, когда в уставе предприятия указаны виды деятельности, запрещенные УК РФ, также должна иметь уведомительный характер.

Огромная проблема малого бизнеса - сложная и запутанная система лицензирования. Наше мнение: лицензированию должны подлежать только те виды предпринимательской деятельности, неквалифицированное исполнение которых создает угрозу жизни и здоровью граждан, безопасности общества и государства. Почему, к примеру, предприниматель, который собирается открыть пошивочный цех, должен собирать такое же количество справок, сколько и будущий владелец клиники косметической хирургии?

И, наконец, проблема протекционизма, когда наши чиновники, мягко говоря, помогают бизнесу своих близких. С этим злом можно бороться только жестко, с помощью запретов. Ни один "государев муж" не должен иметь право занимать государеву должность, если на подведомственной территории работает предприятие, в руководстве которого состоит его близкий родственник!

Задача вторая - обеспечить системную господдержку малого бизнеса.

Начать тут нужно с самых важных вопросов, они связаны с арендой и выкупом материальных активов. Не секрет ни для кого: большинство нынешних конкурсов на аренду муниципальной недвижимости и имущества ФГУПов фальшивы и лицемерны. Основной механизм их проведения - многочисленные квалификационные требования к участникам, которым "неправильные" предприниматели не соответствуют. А ведь тем временем, по данным статистиков, треть федеральной и муниципальной недвижимости не находит покупателей из-за неадекватно завышенной цены. По расчетам экономистов партии "Гражданская Сила", не менее половины государственного или муниципального имущества, которое распределяется между предприятиями, может быть без ущерба для страны и города сдано в аренду малому и среднему бизнесу. И его арендная стоимость должна быть на порядок ниже, чем на аналогичную площадь, сданную крупным или сетевым монстрам! Кроме того, специально для малого бизнеса необходимо законодательно прописать процедуру перехода от долгосрочной аренды в собственность.

Еще одна больная мозоль российского малого бизнеса - кредиты на выгодных для себя условиях (пока эти условия выгодны только банкам). Создание специализированных кредитных учреждений с низкими процентными ставками, расширенными сроками кредитования и предоставлением гарантий соответствующими фондами поддержки - вот очевидный выход из положения!

Пойдем дальше. На старте бизнеса далеко не все предприниматели юридически грамотны, они с трудом ориентируются в законодательном российском лесу. Одна из функций государства - осуществить бесплатную юридическую защиту от чиновника и "больших" конкурентов, от их попыток недружественного поглощения или административного давления. Дать такую защиту могут и должны некоммерческие юридические организации, финансируемые из федерального бюджета.

Кроме того, малый бизнес должен обрести необходимые ему преференции. Например, на наш взгляд, стоит при определении победителей тендеров на исполнение госзаказа при прочих равных условиях предпочтение отдавать именно малым предприятиям.

И, наконец, третья задача - максимально снизить налоговое бремя. Расчеты показывают: без всякого ущерба для госбюджета малый бизнес в первые три года после создания можно освободить от всех налогов, кроме ЕСН, - нынешняя запредельная налоговая ставка делает легальный наем сотрудников делом практически невозможным. В дальнейшем, по истечении трех лет работы, когда бизнес сумел встать с колен на ноги, малый предприниматель сможет платить лишь вмененный налог, да и то сокращенный вдвое по сравнению с нынешним.

* * *

Уровень развития малого и среднего бизнеса в стране - это важнейшая проблема общего здоровья общества и его экономики. Для нас важно, чтобы "бизнес миллионов" в России расширялся и процветал, а не чах, чтобы ему не мешали, а помогали. Только в этом случае абстрактное богатство огромной страны станет богатством всех ее граждан. Мы, партия "Гражданская Сила", знаем, как этого добиться, и готовы приложить все усилия для достижения этой цели.

Публикуется бесплатно на основании части 1 статьи 59 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Материал предоставлен Политической партией "Гражданская сила".

Внутренняя политика