01.12.2007 04:00
Экономика

Сергей Иванов предложил шире открыть для мира транспортную сеть России

Сергей Иванов предложил шире открыть для мира транспортную сеть России
Текст:  Юрий Гаврилов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4533)
Читать на сайте RG.RU

На наших дорогах и морских путях решено открыть зеленый свет зарубежным грузам. Правительственная комиссия по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта под руководством первого вице-премьера Сергея Иванова вчера обсудила возможность масштабного расширения транзитного потенциала страны.

Специалисты подсчитали, что из-за плохих дорог и бюрократических проволочек, связанных с пропуском через нашу территорию иностранного транспорта и продукции, Россия ежегодно теряет миллионы, а то и миллиарды долларов. Как заметил Сергей Иванов, "у нас есть очевидные плюсы в плане скорости доставки грузов, но пока это только в теории". Россия на самом деле еще не готова предложить иностранным партнерам приемлемые транзитные условия.

На практике ситуация выглядит так. К примеру, сейчас товары из Южной Кореи доставляют в Финляндию не коротким сухопутным путем через Россию, а вкруговую по воде - через Суэцкий канал. В результате вместо 14 - 16 дней дорога занимает втрое больше времени. В убытке оказываются не только корейские производители и финские покупатели, но и косвенно - российские транспортники, не сумевшие, образно говоря, поднять лежавшие под ногами деньги. Сергей Иванов привел вчера еще один пример того, как можно и надо бы зарабатывать на транзите.

- Перевозка миллиона контейнеров по Транссибу способна принести прибыль в два миллиарда долларов, - привел статистику первый вице-премьер. - А потенциальные возможности Транссиба исчисляются 14 миллионами контейнеров в год.

Пока российские экономисты оценивают упущенные возможности, мировое бизнес-сообщество ищет новые способы наладить транспортный коридор между Европой и Азией, но уже без нашего участия. В частности, речь может идти о восстановлении в современном формате исторического Шелкового пути и строительстве крупнотоннажных морских судов-контейнеровозов. Сергей Иванов не скрывал, реализация таких планов способна привести к тому, что Россия останется у разбитого корыта. Крупные торговые и финансовые потоки пройдут мимо нас, а мы будем следить за этим, "вертеть головой и сетовать по поводу миллиардных потерь".

Все это заставляет российское правительство принимать срочные меры для подключения всех транспортных резервов страны. О повышении пропускной способности магистралей придется подумать в первую очередь. Иванов сказал, что придется серьезно заняться и внедрением современных логистических схем. Упростить пограничные и таможенные процедуры, внедрять единую технологию в работу портов, железнодорожного и автомобильного транспорта.

- Наша цель - чтобы они представляли собой единый механизм, действующий как хорошие часы, - считает первый вице-премьер.

Начнут, судя по всему, с пунктов пропуска, которые сейчас нередко становятся "заглушками" на пути транзитных потоков.

По словам первого вице-премьера, новые портовые мощности создаются на Балтике, принято решение о строительстве крупного порта в Мурманске.

Вчера же комиссия по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта рассмотрела доработанный проект комплексной программы научно-технического развития и технологической модернизации экономики страны до 2015 года.

Инфраструктура Вице-премьеры