Национальное радио Испании приводит высказывание специального представителя председателя ОБСЕ профессора Жозеп Борреля, находившегося в России в качестве наблюдателя за ходом проведения выборов. По словам этого политика, бывшего министра и бывшего председателя Европарламента, "выборы в России прошли без каких-либо нарушений, а количество иностранных наблюдателей на них было вполне достаточным".
Отсутствие очевидных нарушений в ходе выборов констатирует и бельгийская газета "Либр Бельжик". "Конечно, это разрешение отдельным избирателям голосовать не по месту прописки могло повлечь нарушения, но все сделано для того, чтобы продемонстрировать: голосование свободное", - приводит издание слова Эгидиюса Варейкиса, одного из 37 наблюдателей от Совета Европы.
Близкая к правительству испанской соцпартии газета Pais, анализируя причины поражения правых оппозиционных партий, считает, что "Яблоко" и СПС просто "не смогли хоть чем-то заявить о себе в последние годы: не выдвинули никакой альтернативы и практически самоустранились от полемики в обществе".
В то же время был поражен тональностью некоторых зарубежных СМИ, освещавших выборы в России. Потому что вольно или невольно представители западной прессы обесценили институт международного наблюдения за выборами. Еще наблюдатели, которые у нас работали и на присутствии которых международная общественность так настаивала, не успели рта открыть, как СМИ уже вынесли свои заключения. Для меня это явилось подтверждением того, что выборы оценивались не по тому, как они были организованы, а по тому, какой они дают результат.
Когда на выборах побеждают политические силы, лояльные в отношении Запада, пресса и наблюдатели готовы закрыть глаза на любые отступления от норм и стандартов. А когда к власти приходят политические силы, которые твердо и последовательно отстаивают суверенитет страны, проведение независимой внутренней и внешней политики, выводы западных СМИ абсолютно предрешены. Для меня значение таких конъюнктурных оценок минимально.
Я сожалею по поводу того, что международные наблюдатели, которые работали на наших выборах, оказались под жестким прессингом со стороны тех настроений и вводных, которые дают средства массовой информации. Количество голосов, полученных той или иной партией, не может служить критерием оценки демократичности выборов. Я очень хорошо помню, как президент Грузии Михаил Саакашвили получил на первых своих выборах 97 процентов голосов и в парламент Грузии прошла одна-единственная политическая партия. Тем не менее эти выборы были признаны демократичными и никому не пришло в голову поставить под сомнение их легитимность.
Нынешний шквал критики в адрес прошедших у нас парламентских выборов остается ни чем иным, как инструментом для оказания политического давления на нашу страну. Парламентские выборы в России являются нашими выборами. Международные оценки, тем более такие конъюнктурные, абсолютно вторичны по сравнению со значением этих выборов для России. Главный их итог заключается в том, что они исчерпывающим образом подтвердили поддержку подавляющим большинством населения того курса, который реализовывался на протяжении последних лет.
Уверен в том, что очень скоро внимание западной общественности переключится с итогов парламентских выборов в России на другие темы. Никаких подтвержденных фактов злоупотреблений при голосовании пока не установлено ни национальными, ни международными наблюдателями. Существует некая шумиха вокруг этого. Но я бы предпочел говорить о фактах. А поскольку их нет в принципе, то думаю, что эта волна очень скоро исчезнет.