04.12.2007 07:00
Общество

Первой в мире дрейфующей полярной станции "СП-1" исполнилось 70 лет

Первой в мире дрейфующей полярной станции "СП-1" исполнилось 70 лет
Текст:  Владимир Щедрин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4534)
Читать на сайте RG.RU

Кто-то однажды прозорливо заметил, что в современной России на все века предметами гордости останутся полярная эпопея, Великая Победа и Гагарин. Верное наблюдение. Ничего не отнять, можно только добавить.

70 лет назад в российской истории произошли события, не просто всколыхнувшие страну, но действительно потрясшие мир. Появилось еще одно новое слово среди других, щедро пополнявших русский язык, - "папанинцы". Так назвали четверку полярников, водрузивших 6 июня 1937 года советский флаг на Северном полюсе. Это были беззаветные романтики, сильные, смелые мужчины Иван Папанин, Евгений Федоров, Петр Ширшов и Эрнст Кренкель, чья полярная станция "СП-1" почти год дрейфовала среди северных льдов.

Ту предвоенную эпоху мы представляем себе в основном по скупым кадрам кинохроники, нечасто попадающим на современные телеэкраны, да немногочисленным фильмам тех лет - героическим, полным любви, патриотизма, отваги и веры в светлое будущее, завоевывать которое было слишком трудно. Более того, сегодня 1937-й и последующие за ним годы вспоминают чаще с печалью и скорбью. Понятно, почему. Но ведь были и победы, и всеобщее - от Москвы до самых до окраин - ликование по поводу этих побед, и казалось оно и тогда и сейчас искренним и реальным. Как реальными были многотысячные спонтанные шествия по главным улицам городов, праздничные кортежи автомобилей, стаи голубей, многоцветье воздушных шаров, музыка, танцы, непередаваемое ощущение радости, гордости и причастности каждого к подвигу избранных...

В 1937-м папанинцы высадились на льдину; в июне того же года три Героя Советского Союза Чкалов, Байдуков и Беляков (еще не носившие Золотых звезд, но уже знаменитые на всю страну) как снег на голову свалились в Америку, сильно удивив американских авиаконструкторов возможностями советской авиатехники. О "мастерстве и смелости трех советских летчиков" высказался лично Рузвельт, президент США, которого в явных симпатиях к Советам было трудно заподозрить. Еще через месяц другой советский экипаж в составе Громова, Юмашева и Данилина перелетел из Москвы в американский город Сан-Джансито, установив абсолютный рекорд дальности полета по прямой - 10 148 километров. Повторить достижение полярных летчиков тогда не мог никто в мире.

Были еще перелеты и дрейфующие станции, и было за что награждать советских полярников, летчиков, моряков. Но "СП-1" так и останется в памяти народа и мировой истории событием выдающимся, неповторимым и знаковым.

Помнят и знают ли о нем сегодня? Помнят, знают и гордятся, свидетельством чему стало еще одно событие, приуроченное теперь уже к 70-й годовщине создания в Арктике первой в мире дрейфующей научной станции "СП-1" и беспосадочным перелетам Чкалова и Громова через Северный полюс в США. Этим событием стало создание Полярного передвижного музея. Старт проекта, рассказывающего об историко-героических событиях освоения Арктики, был дан 23 апреля 2007 года в ходе экспедиции на Северный полюс, где была организована первая в мире выставка о "СП-1".

Как принято говорить, на самой "макушке" планеты были установлены две палатки: одна - точная копия той самой легендарной папанинской, с серпом и молотом и белыми буквами "СССР" по черному боку, и вторая - красивым и гордым российским триколором расцветившая пронзительную арктическую белизну. В них разместили экспозицию выставки. В тот день полюс услышал не только российский гимн и мощное раскатистое "Ура!", но и впервые бархатно-нежный, всегда таинственный и волшебный звук виолончели. На крыше Земли звучала шубертовская "Аве Мария" в исполнении ученика великого Ростроповича Дениса Шаповалова...

В начале июня музей привезли в Госдуму, где депутаты и многочисленные гости российского парламента смогли познакомиться с редчайшей экспозицией, вызвавшей фантастический интерес у посетителей.

Музей, официальное название которого "Роль истории в жизни и бизнесе", изначально задумывался как передвижной. Идея создания музея принадлежит генеральному директору ЗАО "Международная выставочная компания" Алексею Шабурову, автору таких, например, "нашумевших" проектов, как организация аналога перелета Чкалова по маршруту Москва - Дальний Восток - Москва, проект на двух Эйфелевых башнях "Выставки - Возможности - Рынки", одна в г. Париж (Франция), а другая в с. Париж (Челябинская область, Россия).

По его мнению, крупному бизнесу в России для развития и усиления позиций на рынке нужны нестандартные ходы и свежие идеи. "Наши креативные и имиджевые проекты, - считает Алексей Шабуров, - повышают корпоративную культуру, которая необходима для успешного существования организации. Только оперируя такими факторами, как социальная ответственность бизнеса и патриотическая ориентация проектов, сегодня можно добиться всероссийского признания и масштаба. Нестандартная деятельность развивает корпоративный дух. Как результат - красота и мощная энергетика, исходящая от всех наших проектов. Кроме того, эти проекты влияют на усиление позиций и создания благоприятного имиджа российских компаний и России на международной арене".

Семь музеев страны представили свои экспонаты для передвижной полярной выставки. В музейной практике подобное встречается нечасто. Хранители музеев - люди аккуратные, недоверчивые и очень консервативные - профессия обязывает. А тут - отдать экспонаты, которые поедут по всей стране (изначально 18 регионов России выразили желание принять у себя Полярный музей), да еще и попадут на Северный полюс! И тем не менее, сбор экспонатов и подготовка экспозиции прошли практически без проблем. В чем специалисты увидели прежде всего заслугу сотрудников МВК и ее руководства, своим опытом и умением решать самые неожиданные задачи не раз подтверждавших высокое реноме компании.

Экспонатов набралось около 300. Это уникальные фотографии, предметы быта и личные вещи знаменитых полярников, в том числе Отто Юльевича Шмидта (в ту пору начальника всей экспедиции, в которую входили 44 человека), Ивана Папанина, летчика Михаила Водопьянова. Музей за полгода посетили почти полмиллиона человек, но до сих пор со всего мира и со всех уголков страны его организаторам приходят письма, в которых люди предлагают свою помощь, шлют исторические материалы, делая этот юбилейный полярный проект воистину народным. Майк Хьюитт из Англии написал, что готов предоставить в экспозицию музея свою коллекцию, посвященную советским и российским полярникам. Он располагает копией бортжурнала Чкалова, фотографиями с автографами Громова и Чкалова, меню ужина, организованного в честь Валерия Чкалова и его экипажа в ресторане "Астория" в Нью-Йорке, и даже гривенником, лежавшим в кармане брюк советского летчика во время перелета АНТ-25 через Северный полюс. "Я восхищен тем, как вы помните эти события", - написал Хьюитт.

Те события действительно дорогого стоят. "Они, - уверен Алексей Шабуров, - навсегда останутся нашим духовным богатством, нашей гордостью и славой. А что касается музея, то, мне кажется, такие проекты всегда будут востребованы, потому что дают новый толчок к пониманию нашей истории, к осознанию того, где мы сейчас находимся и куда движемся".

История Музеи и памятники Наука