Что за комиссия, Создатель?..
Последний выпуск "Ледникового периода" начался с нарушения (не первого, кстати) условий конкурса - забаллотированная зрителями пара Дайнеко - Ягудин по личной просьбе тренера Жулина была оставлена в проекте. Ничего страшного и экстраординарного в том не было. До этого уже нескольких кандидатов оставляли против правил. То по причине красивых глаз, то ввиду перенесенной болезни, то еще почему-либо.
Но закончилось последнее фигурное катание нижайшей просьбой одного из членов избирательной комиссии Светланы Журовой: больше вообще никого не выставлять из проекта - уж больно все участники хороши.
По не сразу понятной ассоциации мне вспомнился легендарный V съезд кинематографистов. Тогда выбирали правление Союза кинематографистов. Фамилий кандидатов делегаты набросали много, больше сотни. И все не могли остановиться. И имена - одно достойнее другого. И кого-то надо было отсеять. Председательствующий был в отчаянии. Тут-то и подал реплику с места шутник-комедиограф Георгий Данелия: "А нельзя ли всех делегатов избрать в правление?".
Сегодня у меня такого же рода вопрос к руководству ФИФА, которое в минувшее воскресенье выбирало нашим и всем остальным футболистам соперников в чемпионате "Евро-2008".
- Господин Платини, а нельзя ли всех объявить чемпионами независимо от того, как они сыграют и кто кого обыграет?
Мишель Платини мне пока ничего не ответил.
А вот почетный председатель "Ледникового периода" Татьяна Тарасова благосклонно восприняла светлую мысль Светланы Журовой. Было видно, что идея ей понравилась. Но решение она отложила, видимо, сочла, что надо посоветоваться с первым лицом Первого канала Константином Львовичем Эрнстом.
Думаю, он согласится. И думаю, что знаю, как будет мотивировано нарушение устава этого шоу. Нам, телезрителям, скажут, что это в интересах нас, телезрителей. Для нашего же счастья.
Для полноты счастья
Долгоиграющее шоу "Фабрика звезд-7" еще смешнее в этом отношении. Здесь тоже - play off. Но какое-то оно очень странное. Игроки по правилам, придуманным создателями шоу, должны отсеиваться по мере приближения к финишу. Иногда они со слезами на глазах отсеиваются. Но потом вдруг возвращаются как ни в чем не бывало.
Неделей раньше вернулся Дима Бикбаев, чтобы образовать вместе с Всеволодом Соколовским дуэт "БиС". А теперь к финалистам присоединилась ранее выбывшая Юлия Паршута для комплекта новообразованной группы "Инь-Ян". Теперь у нас 11 финалистов. Похоже, что продюсеры братья Меладзе варят какой-то для них интересный бульон.
Уже сварили. Дальше начинается его потребление. То есть "чес" по стране с выводком огламуренных шариковых. Причем до того, как шоу закончилось.
Родить обратно?..
Профессору Преображенскому и доктору Борменталю в их время не хватило терпения, чтобы цивилизовать своего подопытного клиента - дворового пса Шарика. Да и социально-политический климат (постреволюционная разруха, чекистский произвол) не оставлял дерзким экспериментаторам сколько-нибудь серьезных шансов на успех. К тому же рядом работала конкурирующая фирма Швондера. У этого "продюсера" были свои виды на будущее прооперированной живности. Он ее в политику вовлечь надеялся. Каутского ей подсунул. Небось и классиков марксизма-ленинизма со временем обязал бы проконспектировать.
Интеллигенты Преображенский и Борменталь как раз более всего устрашились политической карьеры Шарика и поспешили "родить его обратно".
Сейчас другое время и иные условия. Можно построить видеофицированный вольер, запустить туда стайку отобранных в результате большого кастинга породистых зверушек и интенсивно дрессировать их в течение трех месяцев. И обучать их хорошим манерам. И ставить им поклоны. И штрафовать за матерщину в прямом эфире.
"Переписки" Каутского в их доме не было. Им подсунули Пастернака. Но что-то не видно было, чтобы хотя бы кто-либо из них полистал книжку. И не слышно было, чтобы один отзвук вызвала она в их "творчестве".
Хотя... Марк Тишман старался по возможности напрягать свое воображение. По собственному признанию, он каждое слово пропустил через свою душу.
На выходе из души была такая строка: "Пылинками в луче горел экран. Никто не должен видеть наших ран".
На выходе из проекта - очередная когорта "раненых фабрикантов", ровно обтесанных, до блеска отполированных и сильно ушибленных свалившейся на них сиюминутной славой поп-кумиров. Поэтому кого из них выберут победителем этого конкретного шоу, уже не суть важно. Они все "заточены" под бизнес Первого канала и отчасти под проекты братьев Меладзе.
От того и впечатление, что шоу кончилось до развязки. Размывание, расфокусирование правил, по которым с нами начинают играть инициаторы проектов, не так уж и безобидны для самих проектов.
Обычно инициаторы на это отвечают, что их конкурсы и состязания - это не спорт, это игра в спорт. И потому правила не могут быть железными. Что тут главное не буква уставных отношений, а их дух.
Но в том и дело, что на кону даже таких несерьезных состязаний лежат довольно серьезные вещи. Во-первых, опять же деньги. Во-вторых, сиюминутная слава. В-третьих, перспектива участия в престижных проектах. В-четвертых, профессиональное достоинство. В-пятых, личное достоинство, которое оказывается более всего под сомнением, когда проигравшего оставляют в игре по какой-либо внеспортивной причине.
Пятым пунктом, впрочем, пренебрегают все - от Ягудина до Волочковой. Так что он не обременителен для создателей шоу, но все-таки чреват скандалами.
...Надо было видеть лицо балерины, когда выяснилось, что она в очередном выступлении заняла последнее место... Недаром все судьи так взволновались - запахло закулисной истерикой. А уже в этот понедельник можно было прочитать в одной очень респектабельной газете интервью, где прима пожаловалась не только на судей, но и на партнера.
Я уж не знаю, чем эта коллизия кончится и как судьи выкарабкаются из столь щекотливого положения. Но проблемы для себя они создали сами - слишком часто они манипулировали законами, которые поставили над собой.
У них нет хорошего хода. В шахматах это называется цугцвангом.
***
Все ассоциации, аналогии и аллюзии, возникшие по ходу чтения этого текста, автор просит считать случайными и оставляет их на совести читателя.