Как подчеркнул Юрий Лужков, немногие города в стране сейчас могут похвастаться наличием генпланов. Большая часть их застраивается хаотично. Москва же традиционно, еще с екатерининских времен, развивается планово. А начиная с 1996 года правительство столицы взяло за правило каждые три года актуализировать генеральный план для того, чтобы иметь возможность заметить какие-то новые факторы и обстоятельства и своевременно избавиться от перекосов, возникших в той или иной сфере. Вот и вчера обсуждение началось с вопроса главному архитектору столицы Александру Кузьмину: какие диспропорции в наши дни больше всего мешают российской столице?
Впрочем, ответ на него известен каждому москвичу: самая острая для города - транспортная проблема. Ее преодоление, по мнению мэра, и должно сейчас стать главным в работе столичных властей. "То, что многие москвичи сейчас имеют по полтора-два автомобиля на семью - нормально, это общемировая тенденция развитых городов", - говорил Юрий Лужков. Для того же, чтобы эти авто ехали, а не стояли, власти намерены построить до 2020 года 540 километров новых дорог при нынешнем их дефиците 350 километров.
В числе первоочередных задач в плане значится строительство четвертого транспортного кольца, дублеров вылетных магистралей, Южной и Северной рокад, которые улучшат связь между отдаленными районами города и в то же время высвободят центр от автомобильного потока.
Очень важно, заметил префект Восточного округа Николай Евтихиев, что впервые в планах столичного правительства появился достаточно подробный раздел, посвященный развитию дорог совместно с Московской областью. "Магистрали, которые выходят за МКАД, нужно не только согласовывать с правительством Московской области, но и общими усилиями финансировать их", - считает префект. "Несогласованность нам очень мешает", - честно признал он.
Но все же главным ключом к избавлению от пробок на дорогах, по мнению участников обсуждения, должно стать развитие внеуличного городского транспорта. Метрополитен, в частности, планируется к 2020 году удлинить на 65 километров. По предложению первого заместителя мэра, руководителя комплекса экономического развития города Юрия Росляка, наряду с этим в число первоочередных мер решено внести использование для городских перевозок железнодорожного и речного транспорта, к которому до сих пор власти подступались безуспешно.
В очередной раз мэр акцентировал внимание архитекторов также на обеспеченности москвичей гаражами. По важности этот вопрос он поставил на второе место после жилья.
Вместе с тем Лужков уверен, что столица не справится с пробками до тех пор, пока не обеспечит для горожан шаговую доступность к местам приложения труда. С этой целью в обновленном генплане заложены 12 промышленных зон, а также размещение по всему городу технопарков, бизнес-центров и многопрофильных деловых центров. "Если у человека все будет рядом - не только магазин, школа, детский сад и досуговый центр, то транспортом он будет пользоваться не для регулярных поездок, а только для целевых, что само по себе разгрузит дороги", - говорил, подводя итог обсуждения, Лужков.
Более конкретное продолжение разговор на эту тему получил во время обсуждения второго вопроса, когда было принято построить в столице в ближайшие три года 3 миллиона квадратных метров нежилых помещений для малого бизнеса. То есть те самые рабочие места рядом с домом практически в каждом из десяти административных округов столицы. Учитывая, что сейчас город сдает в аренду предприятиям малого бизнеса 2 миллиона квадратных метров, то прибавка ожидается весьма существенная. А потому подыскать работу рядом с домом для многих москвичей может стать вполне реальным.