Нынешний вернисаж собран по цеховому принципу: никакого смешения видов искусства, только графика, только известные имена. Союз художников России выставляет работы из своих золотых запасников и изредка приглашает поучаствовать ныне здравствующих мастеров. До Челябинска шедевры графики побывали в Иркутске - несколько современных работ кисти и резца тамошних художников тогда с успехом экспонировались. Челябинцы будут знакомиться с творчеством лучших графиков исключительного прошлого века.
- Эта выставка носит, быть может, дерзкое название, - говорит Валентина Шапошникова, начальник выставочного отдела Союза художников России. - Но оно совершенно оправдано: мы в одном зале собрали знаменитые, намоленные, как иконы, работы, по которым можно проследить развитие графики в России с середины 1950 х годов.
Эта золотая сотня представляет искусство графики во всех возможных жанрах и техниках: есть портреты, пейзажи, исторические зарисовки, книжные иллюстрации. Рисунки акварелью и темперой, карандашом и углем. Гравюра, ксило , лито-, линография, многочисленные офорты. Главное, что все это сложнейшее графическое благолепие - на бумаге размером от нескольких квадратных сантиметров до внушительного метража.
Крошечные - к примеру, иллюстрации Александра Бакулевского, Геннадия Епифанова и Владимира Фаворского к пушкинскому роману в стихах, повестям и "Маленьким трагедиям". Искусствоведы рассказывают - Бакулевский делал ксилографию, рисуя под крупной лупой: ювелирно прочерченные линии, тончайшая игра цвета и тени. Сейчас, говорят, знаменитый график увлекся современными технологиями, но создать на компьютере что то подобное его "Барышне-крестьянке", хрупкой и полной жизни, - невозможно. В графике обязательно чувство руки на листе, говорят специалисты.
Солидно смотрятся линогравюры на ушедшую из современного искусства промышленную тему: Владимир Ветрогонский в начале семидесятых рисовал монументально индустриальные заводские ковши как раз на Челябинском металлургическом заводе. Редкая этнографическая серия "Мастера якутского искусства" от Валериана Васильева: фольклорные якуты и почти сказочная домашняя утварь на фоне национальных орнаментов.
Искусствоведы говорят, что если "глаз пристрелян", можно определить, какая из гравюр вырезана на торце дерева, какая - на продольном участке: увидите на бумаге сохранившуюся фактуру дерева. Филигранная работа этих мастеров - возможно, самая высокая планка в развитии графики. Современные художники, предпочитая более легкую технику, изобрели гравюру на пластике и гравюру на картоне.