Вчера минфин выступил с комментарием по поводу ареста замминистра финансов Сергея Сторчака. В ведомстве, как и прежде, считают неадекватным содержание под стражей главного переговорщика по российским долгам: это затрагивает интересы страны как с точки зрения репутации, так и с точки зрения возможных потерь из-за отложенных переговоров по досрочному урегулированию долгов и реализации проектов.
"Без информации, которой обладает Сергей Анатольевич, технически сложно возобновить и продолжить работу. Процедура переговоров предполагает длительные обсуждения. Теперь мы не знаем, какими были результаты устных переговоров, какие обязательства согласны взять наши партнеры, на что согласились, и вести процесс дальше сложно", - отметил представитель минфина.
Более того, по сведениям "РГ", никто пока не ищет замену опальному замминистра. Большую часть его работы взял на себя его начальник - вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. Однако выемка документов, которую произвело следствие, не может быть быстро восполнена.
Наиболее стратегически важный для России вопрос - урегулирование долга Ливии. Напомним, арест замминистра произошел как раз в день отлета российской делегации в ЮАР на заседание "большой двадцатки". Планировалась остановка в Триполи, чтобы провести очередной раунд переговоров по возврату ливийской стороной советского долга в 3,5 миллиарда долларов. По оценке экспертов, они были близки к завершению. Однако были фактически сорваны, так как вся документация осталась на руках у главного переговорщика, взятого к тому моменту под стражу.
Пикантность ситуации заключается в том, что параллельно с Россией в регионе пытаются закрепиться и британцы. Лондон уже готов оказать содействие ливийской армии в подготовке кадров, а также в налаживании производства некоторых типов вооружений. А если британцам удастся договориться с ливийскими властями, то у России возникнут серьезные инвестиционные проблемы. Речь идет о крупных проектах в нефтегазовой, электроэнергетической отрасли, строительстве железных дорог. Финансирование их со стороны только ливийского правительства должно составить несколько десятков миллиардов долларов.
Когда Россия сможет возобновить эти переговоры, источник в минфине ответить затруднился: "В рабочем порядке мы пытаемся их продолжить, но многое замыкалось на уровне не ниже замминистра". Он даже затруднился предположить, когда могут быть вообще возобновлены переговоры. "Как минимум нужна встреча руководства со Сторчаком, а этого пока нет", - заметил он.
Могут сорваться, едва начавшись, и переговоры со Всемирным банком по досрочному погашению долга РФ по нескольким кредитным линиям. Речь идет о долгах на сумму около трех миллиардов долларов. "Если переговоры откладываются, нам придется платить лишние проценты несколько месяцев. А то и годовые проценты, если мы с этими долгами, которые можно урегулировать, перейдем на следующий год", - продолжил считать потери бюджета представитель ведомства.
Затруднилась и работа по исполнению процедур в рамках международных обязательств по списанию долгов странам Южной Африки. "Мы ставим себя в непростую ситуацию. Это уже затрагивает вопросы нашей международной репутации", - резюмировал представитель минфина.