Если бы лидер "Центра" Василий Шумов в 90-е годы не эмигрировал в США, то эта группа крепко считалась бы одной из легенд отечественного рока - наряду с "Аукцыоном", "Аквариумом", "ЧайФом" и другими. Но Шумов выбрал другую судьбу. Впрочем, в год 25-летия выхода дебютного магнитоальбома "Трамвайное депо" обновленный "Центр" снова выступил в России.
Когда рок-песни сочиняют и исполняют люди с высокой эрудицией, развитым интеллектом, затейливым юмором и пытливым стремлением разобраться в происходящем в окружающей жизни - уже по определению должен получиться самобытный, запоминающийся результат. А уж тем более если за дело взялись студенты технических вузов, стремящиеся изобрести что-то необычное и в музыке. Группа "Центр" еще с начала 80-х была именно таким коллективом: затейливым, ищущим, экспериментирующим. По-шумовски шумным, по-локтевски предприимчивым (Алексей Локтев - клавишник и ведущий аранжировщик первых составов). В "Центре" тогда было пять музыкантов, причем пели примерно все поровну - в зависимости от того, на чей голос лучше ложится та или другая композиция. Стилистически группа была столь же неугомонна и разнопланова, как и поэтически: "Центр" предпочитал музыку ска, "новую волну" и рок-андеграунд. А тексты - то футуристические, где важнее - эмоция и шок, нежели банальный смысл. То - бытописательные: с ерничеством и массой интересных историй - про стюардесс, ревнивых мстителей, противогазы, невидимые трамваи, военкомат, влюбленности волчиц. Собственно, во многом именно "Центр" будоражил у российской аудитории тягу к умному, нешаблонному рок-андеграунду и "новой волне". Причем ребята использовали в лексике песен слова, которые прежде в музыке редко кто употреблял: радиоактивность, альбатрос, детонатор идиллий, лаборатория, увеличитель, гейзер... в позднем творчестве "Центра" появляется уже даже слово "энтерпрайзиз"...
К юбилею уже на компакт-дисках переизданы и дебютный альбом - "Трамвайное депо", и следующий - "Стюардесса летних линий", собственно и принесший "Центру" славу. Песни: "Стюардесса летних линий", "Автомобиль Билли", "Наутилус", "Плоскогорье Лэй" (позднее ее перепела Наталья Ветлицкая), "Ревность" звучали и на дискотеках, и с бытовых магнитофонов. Тогда на деньги, сэкономленные на завтраках во время учебы, я прикупил билет в одно из самых знаменитых рок-кафе "Времена года" - в ЦПКиО им. Горького. За затраченные суммы счастливчикам выделяли: место за столиком, бутылку шампанского на двоих, нехитрый салатик и главное - концерт рок-коллективов, не имевших тогда права выступать на официальных филармонических сценах. В первом отделении пел "Клон" - потуга на хард-рок с коломенским акцентом. Когда шампанское уже закончилось и его можно было заказывать уже только втридорога, на сцену вышел "Центр". Своими раскованными ритмами, сменой настроений и ведущего вокала, артистизмом и драйвом группа заставила забыть обо всех напитках - публика танцевала, девушки влюблялись с первого взгляда в музыкантов, неукоснительно следивших за модой и вырядившихся в стильные водолазки и клубные пиджаки: по тем временам - пик сезона. И те выдавали шоу - лихое, бесшабашное, ритмичное, с непринужденными экспериментами в музыке и поэзии.
Впрочем, это было только начало истории. Затем "Центр" продолжил эксперименты и поиски новых звучания и поэтики. Василий Шумов - основной автор песен -и вовсе устремился в футуризм и нигилизм: принялся сочинять песни на географически-экзотическую тематику и создавал довольно элитарные, не всем понятные затейливые, но запоминающиеся и влекущие композиции. К тому времени изрядно сменился состав: гитарист группы Андрей Шнитке эмигрировал вслед за отцом, известным авангардно-академическим композитором в Германию, барабанщик Карен Саркисов вначале оказался у Гарика Сукачева в "Бригаде С", а затем в США. В начале 90-х в Лос-Анджелес переехал и Василий Шумов, женившийся на младшей сестре знаменитой в те годы американской певицы Джоанны Стингрей. Оказавшись на чужбине, Шумов вначале тренировал детскую хоккейную команду, строил собственную студию, где записал совместный альбом с Жанной Агузаровой. А затем собрал "американский" состав "Центра", регулярно выпускал очередные диски. Новые работы Шумова - компьютеризованные, экспериментальные, ритмичные, затейливые. Особенно хороши были альбомы "Смутное пятно неизвестно чего" и "Молодой на молодой". А также - релиз 2005 года - "Регион N 5". Время от времени Василий наведывался в Россию, где выступал, как правило, с экс-гитаристом своего первого состава Валерием Виноградовым и новыми американскими коллегами. В Москве и Санкт-Петербурге.
Но в конце осени-2007 "Центр" наконец-то решился и на большой тур по России. В том числе и по глубинке. Концерты в честь 25-летия со дня выхода первого альбома прошли успешно и памятно: лениво бубнящий или выкрикивающий нескучные и событийные песни-истории Василий Шумов создавал занятный эмоциональный драйв. Его лихо поддерживали девушки на бэк-вокале, запрограммированные компьютерные ритмы и настырные "живые" электрогитары. Причем сам лидер переключился на ритм-гитару, а на басу сыграл экс-участник "Звуков Му" Александр Липницкий, в последние годы трудившийся продюсером и телеведущим.
Кому-то может показаться, что новый "Центр" витиевато монотонен и избыточно многословен - иногда следить за ходом мысли Василия Шумова не проще, чем искать лихую энергетику в лекции институтского профессора, читающего лекцию по сопромату. И вот уже кажется - того и гляди заснешь... Но Шумов снова добавляет экспрессии и неожиданных виражей в мелодическом рисунке или выдает в тексте столь необычные сравнения или затеи сюжета, что вновь сложно оторваться от прослушивания. Хотя бы из любопытства: ну что он там еще удумает и вытворит? На концерте эта компания использует и слайд-шоу, нередко поет "по заявкам трудящихся", да и вообще накопила за долгую карьеру столько ударных хитов, среди которых: "Тургеневские женщины", "Смутное пятно неизвестно чего", "Привет тебе", другие... Словом, скучно в этом туре не было. Как человек творческий, Шумов снова был горазд на выдумку: бесплатно вручал в юбилейном туре диск "Центра" любому зрителю по фамилии Алексеев - есть такая песня у него в альбоме 1989 года "Сделано в Париже". Звучала она и во время юбилейных гастролей. Счастливчики нашлись и в Ижевске, и в Калининграде... Обозреватель "РГ", впрочем, своим правом не воспользовался: подожду, пока у группы наконец-то выйдет первый концертный альбом - нынешняя творческая форма коллектива Василия Шумова позволяет надеяться, что издание такого релиза не за горами. Пока же бессменный лидер "Центра" вернулся домой в Лос-Анджелес. Сочиняет на своей студии "Лава Продакшн" все новые песни, а значит, история группы не ограничится празднованием 25-летнего юбилея...