Как правило, конец года и начало нового - самый жаркий период для правительства. Именно зима "разогревает" и цены, и тарифы. Не случайно минэкономразвития буквально через пять дней намерено внести в правительство пакет из двадцати антиинфляционных мер. Впрочем, с пакетом уже вышла неприятность. По поручению премьер-министра Виктора Зубкова экономисты поспешили разработать предложения по обузданию роста цен и даже успели его внести в правительство без согласования с министерствами и ведомствами. Но, даже учитывая оперативность и поручение премьера, нарушения процедуры в Белом доме допустить не могли. Поэтому теперь минэкономразвития предстоит согласовать документ с министерством финансов, минпромэнерго, министерством сельского хозяйства, а также с Федеральной службой по тарифам.
Рассматриваемый пакет делится на два основных блока - меры монетарной политики и регулирование тарифов естественных монополий. В первом блоке речь идет об "отстраивании механизма монетарной инфляции и мерах, направленных на сдерживание роста цен по отдельным отраслям". В качестве панацеи экономическое ведомство готово предложить скорое развитие биржевой торговли. И это касается не только нефтяной биржи, которая, по мнению экономистов, установит "справедливые" цены на бензин, мазут. Белоусов надеется, что механизм биржевой торговли нефтепродуктами будет запущен уже в первом квартале следующего года. Правда, участвовать в закупке горюче-смазочных материалов на такой торговой площадке на первом этапе смогут только силовые структуры, но впоследствии, как ожидается, подключатся структуры ЖКХ и предприятия сельского хозяйства. Речь идет и о продукции цементной промышленности, хотя торги цементом происходят на спотовой бирже, то есть с немедленной оплатой и поставкой, однако в этом случае 95 процентов предложений идут лишь от одной компании. "Мы должны перейти на торги фьючерсами, с поставкой в будущем", - полагает он.
Пока же кабинет министров только собирается бороться с инфляцией, рост цен в декабре, по прогнозам экономистов, будет колебаться в диапазоне 1-1,5 процента. "За год, надеемся, до 12 процентов не дотянет, но 11,5 процента может быть", - подтвердил Белоусов.
- Если бы не скачок цен на продовольствие, то инфляция в 2007 году составила бы 8,2 процента, - пенял экономист на производителей и китайцев, повсюду скупающих сухое молоко и отчасти раскрутивших наш рост цен. Но он надеется, что в течение 2008 года процесс формирования цен на социально-значимые продукты стабилизируется.
В качестве ориентира на следующий год экономисты снова готовы взять планку в 7,5-8,5 процента. В прогнозе же инфляции на 2009 год "пока существенно не претерпели изменений целевые показатели, которые стояли раньше". Вот в будущее, которое не касается инфляции, минэкономразвития смотрит более оптимистично. Недаром повышен прогноз роста ВВП до 2010 года. По итогам 2007 года экономисты ожидают рост не 7,3, а 7,4 процента, в 2008-м - не 6,4, а уже 6,6 процента. Итоги 2009 года несколько растеряли оптимизм, но, хоть рост и замедляется, прогноз увеличивается: ВВП вырастет не на 6, а на 6,3 процента. В 2010 году картина мало изменится: рост ВВП увеличен с 6,3 до 6,4 процента. Впрочем, повышение прогноза роста ВВП связано с пересмотром в сторону увеличения прогноза роста промышленного производства и цены на нефть, которая составит 60 долларов за баррель на конец 2010 года.
Но об этом сегодня вряд ли будут говорить в кабинете министров. Министерство экономического развития и торговли сделает кабинету министров предложение, от которого вряд ли сможет отказаться даже премьер, ведь он сам настаивал на повышении ответственности. Ведомство Эльвиры Набиуллиной предложит применить к заказчикам Федеральных целевых программ (ФЦП) как минимум революционную меру за выполнение целевых показателей - приостанавливать неэффективные программы.
Ведь сегодня экономистам нечем будет порадовать премьер-министра Виктора Зубкова, поскольку ситуация с финансированием ФЦП, как говорят в Белом доме, "не очень хорошая". Во всяком случае, это показали итоги реализации ФЦП и Федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП) за девять месяцев текущего года. "У нас есть программы с очень низким уровнем контрактования", - пояснил Белоусов. В первую очередь речь идет о двух федеральных целевых программах: "Социальная поддержка инвалидов" (профинансирована только на 17 процентов от запланированного, уровень контрактования составил 47,6 процента) и "Электронная Россия" (финансирование составило 13 процентов от годового объема, уровень контрактования - 43 процента). Впрочем, экономическое ведомство готово подождать и поверить обещаниям, что к концу года ФЦП будут выполнены. Но если все же по итогам года окажется, что финансирование этих двух программ не улучшится, то минэкономразвития будет вынуждено принять крайнюю меру - направить в правительство предложения по их корректировке.
Как объясняют экономисты, речь не идет об автоматическом закрытии ФЦП. Принятие решения о корректировке или приостановке программы будет происходить не унифицированно по каким-либо единым критериям, а отдельно для каждой программы. Однако главным показателем для экономистов будет выполнение целевых показателей программы, которые должны быть исполнены не менее чем на 50 процентов.
Хотя на настоящий момент уровень выполнения целевых показателей по всем программам составляет около 78 процентов, это буквально рекордный показатель. "Но из этого не вытекает, что картина благостная и безоблачная", - осторожно заметил Белоусов. Ведь по шести программам регулярно не выполняются целевые показатели. Например, уровень выполнения целевых показателей ФЦП "Социальная поддержка инвалидов" составляет 17 процентов, а ФЦП "Безопасность дорожного движения" - 50 процентов.
В общем, экономисты решили бороться с неэффективными и невыполняемыми ФЦП. "Может, там надо что-то откорректировать, может, надо денег просто добавить", - пояснил замглавы минэкономразвития. Впрочем, у министерства здравоохранения и социального развития, мининформсвязи и остальных ведомств, попавших в "черный" список экономистов, еще остается шанс и 25 дней для того, чтобы премьер не напоминал им о личной ответственности. Хотя не исключено, что у тех, кто не исправит ситуацию, перед президентскими выборами спросят по всей строгости закона.