06.12.2007 03:00
Экономика

Калининград превратится в мощный транспортный узел

Калининград превратится в мощный транспортный узел
Текст:  Вера Башканова Ирина Кобылкина (Калининград)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4536)
Читать на сайте RG.RU
В Калининградской области будет сооружен портовый хаб, который значительно сократит путь судов между Россией и Западной Европой. А в Куршском заливе и по пограничной с Литвой реке Hеман вновь откроется свободное судоходство.

Эти и другие перспективы развития транспортного комплекса самого западного региона страны и его отношений с соседней Литвой стали итогом двухдневного визита в Калининград министра транспорта Игоря Левитина.

Это самый амбициозный, но, по мнению специалистов, самый перспективный проект по строительству портового хаба позволит Приморской бухте стать мощным транспортным узлом, способным обеспечить многосторонний грузооборот между Россией и Западной Европой.

Одна из главных проблем региона - это неудобные "морские ворота". Проблема в том, пояснил "РГ" заместитель руководителя Росморречфлота Дмитрий Дмитриенко, что сейчас длина достаточно узкого подходного канала к порту составляет 42 километра, и это создает большие проблемы для судоходства. Чтобы расширить "морские ворота", решено построить новый крупный контейнерный терминал в другом, более удобном месте. Таким образом, путь судов по каналу сократится на две трети. В 2008 году начнется детальная проработка проекта. Предполагается, что строиться портовый хаб будет в 2-3 очереди. Первая должна быть введена в строй в 2012 году. Участвовать в создании хаба на условиях государственно-частного партнерства изъявили готовность уже три серьезных инвестора.

Естественно, не останется в стороне и государство. "Долгое время область была недофинансирована, и чтобы вывести ее транспортную инфраструктуру на среднеотраслевые параметры, необходимо увеличивать финансирование", - заявил Игорь Левитин. Так, если в 2005 году на строительство и модернизацию автодорог регион получил 180 миллионов рублей, то на 2008 предусмотрено 3 миллиарда только по одному проекту. На эти средства в регионе будет начато строительство первой скоростной автотрассы вдоль всего балтийского побережья с развязками на приморские города и аэропорт Храброво. Продолжится стройка второго эстакадного моста через реку Преголю, соединяющего в единое целое задыхающийся в автомобильных пробках областной центр. На федеральные средства в Калининградской области, имеющей сухопутные границы с Литвой и Польшей, модернизируются также автотрассы к погранпереходам.

А вот что касается реконструкции единственного в регионе пассажирского аэропортового комплекса, то тут министру доложили, что генеральный подрядчик не справляется со своими обязанностями и явно не способен добросовестно освоить почти миллиард рублей, выделенных из федерального бюджета на следующий год. Уточнив, что это та же самая московская фирма, что напортачила еще на строительстве трассы Чита-Хабаровск, министр велел внести ее в "черный список", чтобы отсечь от дальнейшего участия в тендерах.

Состоялось также подписание соглашения об открытии свободного судоходства по Куршскому заливу и пограничной реке Hеман. Игорь Левитин и министр иностранных дел Литовской Республики Пятрас Вайтекунас отметили, что вместе с этим решением туризм янтарного края обретет "второе дыхание". А по Левитину, "после создания в поселке Рыбачий на Куршской косе на берегу залива нового международного пункта пропуска уже в первый туристический сезон мультипликативный эффект от принятия судов, пассажиров и оказания туристических услуг составит 250 тысяч долларов".

Также Россия и Литва намерены дальше развивать проект грузовых транзитных перевозок "2К" (грузопоток в порты Калининграда и Клайпеды) и вести работу по выравниванию тарифов в этих направлениях. "С этой целью эксперты двух стран намереваются изучить передовой опыт грузовых портов Дании и Швеции, которые работают по аналогичным схемам", - сказал Игорь Левитин.

Что же касается запланированного на 21 декабря вхождения Литвы в Шенгенское соглашение, то, как пообещал журналистам Пятрас Вайтекунас, это не скажется отрицательно на транзите пассажиров на калининградском направлении. Впрочем, Игорь Левитин высказал некоторые сомнения по этому поводу. Например, в том, что еще для транзита калининградцам, выезжающим в Белоруссию и на Украину, шенгенская виза потребуется.

Водный транспорт Калининградская область Северо-Запад