Остров Лангкави, где раз в два года выставляют свою продукцию ведущие мировые производители оружия, известен и как место обитания орлов. Наверное, только здесь можно увидеть целые стаи величественных птиц.
И, наверное, не случайно военные экспозиции именно этого острова дали толчок к оснащению ВВС Малайзии российскими самолетами. На исходе ХХ века здесь встала на боевое дежурство эскадрилья МиГ-29, а в начале нового тысячелетия небо Малайзии стали защищать Су-30МКМ. Малайзия закупила 18 этих машин и впервые показала их мировому сообществу на выставке LIMA-2007.
Тяжелые истребители с изменяемым вектором тяги творили чудеса в небе салона. Легендарный летчик-испытатель Виктор Пугачев, когда-то показавший "кобру" еще на Су-27, специально прилетел на Лангкави, чтобы оценить подготовку местных летчиков. Пилоты ВВС Малайзии, по его словам, поразительно быстро освоили все возможности новой машины и показали не просто воздушную акробатику, а в первую очередь - боевое мастерство. По мнению Пугачева, ВВС Малайзии как по качеству своего оснащения, так и по уровню мастерства пилотов - лучшие во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Посмотреть на то, как ведет себя Су-30МКМ в экваториальных широтах, на салон прилетели и старейший генеральный конструктор, можно сказать, отец всего семейства Су-30, Михаил Симонов, и нынешний глава "Сухих" Михаил Погосян. И Олег Демченко - руководитель авиастроительного предприятия "Иркут", где собирают Су-30МКМ.
Еще одной звездой салона стал первый малазийский космонавт - Шейх Музафар Шукор. Может, именно потому особый интерес вызывал скромный стенд, посвященный запуску космических аппаратов по технологии "воздушный старт". Россия готовится к выводу на околоземную орбиту космических аппаратов с помощью ракет, сбрасываемых со специально оборудованного самолета Ан-124-100ВС в районе экватора. Своеобразным космопортом, откуда будут подниматься тяжелые "Русланы" с ракетой на борту, определен индонезийский остров Биак. Таким образом, все страны Азиатско-Тихоокеанского региона скоро обзаведутся собственным космодромом. И вывод на орбиту спутников самого разного назначения станет здесь делом обычным и, что очень важно, относительно недорогим. Вполне возможно, что следующая выставка LIMA-2009 станет не только авиационной, но и космической.
Впрочем, есть еще одна сфера приложения наших технологических возможностей в регионе - морская. Название салона дословно переводится как Лангкавийский интернациональный морской и авиационный. Водная его составляющая как бы доминирующая, но наша страна в ней участвовала всегда скромно. В этот же раз и место расположения экспозиции было выбрано удачно, и интерес к нашим военно-морским стендам был очень велик. Достаточно сказать, что министр обороны Малайзии в день открытия салона из всех иностранных морских экспозиций осмотрел только российскую. Небо динамично развивающейся страны надежно защищают истребители российского производства, возможно, морские границы защитят наши боевые корабли со звучными именами своих проектов: "Гепард" и "Корсар", а также небольшие подводные лодки, проектируемые в питерском "Малахите".
Как сказал глава нашей делегации на салоне LIMA-2007 первый замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин, активное вхождение России в рынок высоких технологий Азиатско-Тихоокеанского региона только начинается, и все еще впереди.